Поиск по сайту

 RUS  |   ENG 

A BEAUTIFUL SHTETL

Svir town.
Svir town.

I’ve traveled to and explored many Belarusian shtetls. I’ve always admired and been fascinated by their beautiful locations on the lake shores and river banks, surrounded by pine forests and oak groves.

The shtetls with centuries-long histories were founded by rich and powerful people, who chose picturesque places for their possessions -a delight to the eye and soul. And the people who lived there from generation to generation treated the land not only as a place of residence, but also as something dear, cherishing and nurturing, caring about what they inherited.

Yet, Svir, a shtetl, and, currently, an urban-type settlement in Myadel district, is located in a special place.


These houses remember the past shtetl.
These houses remember the past shtetl.

The administrative center of the Svirsky village council. Located on the shores of Lake Svir, 45 km west of Myadel, 180 km from Minsk, 26 km from the railway station Lyntupy, on the railway line Pabradė-Krulevschina. Road junction to Smorgon, Naroch, Brusy.


There’s a huge mound literally hanging over the settlement. In the 16th century it was chosen by Prince Svirsky, the owner of the settlement, for his residence. There is a beautiful legend, or, maybe, not a legend, but a true story that at the time of the Civil War soldiers tried to dig up the mound, hoping to find buried treasures. However, they were stopped by a local gentleman, and, as a punishment, at his insistence, they made a new hill, carrying mud and soil in their helmets. The mound had to look like the head of the Polish eagle. In that form the mound has been preserved so far.

The door to the past.
The door to the past.

There’s an amazing view of the settlement and Lake Svir from the mound.

The settlement’s main street Sovetskaya follows the contour of the lake shoreline. There are century-old houses, where once people lived, traded, drank and ate. Most part of these houses belonged to the Jews.

The “Jewish Encyclopedia” (publisher: Brockhaus-Efron, volume 14, page 74) says that Svir is a shtetl in Vilna province, Sventsyansky District. In 1847, “Svir Jewish community” consisted of 491 people. According to the census of 1897, Svir had 1686 inhabitants, including 1114 Jews.

There lived many Jews who had the last name of Svirsky. Of course, these were the namesakes of the Duke, founder of the settlement. And they got their last name at the beginning of the 19th century from the place of their residence, already after Svir became part of the Russian Empire in 1795.

Svir. The basement of the synagogue.
The basement of the synagogue.
Svir. The road to the synagogue.
The road to the synagogue.

In 1870, Svir had a synagogue which had probably been founded much earlier. Now, there are only the foundation stones left and a paved road that once led to it. In the late 19th century the Rabbi of Svir was Naftoli-Dovid Mosenzon.

At the beginning of the 1900s, Bund organization operated in Svir.

The main occupations of the Jewish population in the 19th - early 20th centuries were trade and crafts.

In 1912, there worked a Jewish loan-saving partnership. In 1913, both tailors and both dressmakers, three lumbermen in Svir were Jews. Jews owned a pharmacy, a hairdresser’s, a restaurant, a watchmaker’s, three bakeries, 45 shops and stores (including the jewelry store, toy store, 5 butcher’s, 5 pubs, two tobacconist’s, 5 manufactory shops).

Between 1920s-1930s, there were representatives of various Jewish parties and organizations in Svir. In the mid-1920s, there opened a branch of the Jewish cooperative bank. In 1920s, there existed “Tarbut” school network.

In 1925, 820 Jews (52.9%) lived in Svir.


Four days after the war breakout on June 26, 1941, Svir was occupied by the Wehrmacht forces. It’s clear that practically no one managed to escape.

In September 1941, the Judenrat was established, in November the ghetto. In February 1942, about 250 Jews were deported to a labor camp in the village. Zhirmuny.

Part of the Jews were shot in the settlement of Kobylnik (Naroch). In August 1942, almost all the remaining Jews in Svir were deported to ghettos in Mikhalishki and later eliminated.


I’m standing on top of the mound together with Viktor Iosifovich Suboch, the chairman of the Svir village council. The settlement is at the bottom and further is the lake. The day is sunny, clear and the landscape can be seen for many kilometers around. A picturesque sight.

- Before the war, there lived many Jews in Svir and the neighbouring villages of Konstantinovo, Naroch. In 1898, there were 34 Jewish shops, 3 inns in Svir. The owners were Jews. There were many craftsmen - tailors, shoemakers, coopers, cabinet makers, glaziers…

There was a high wooden two-story synagogue. After the war it was used as a warehouse, and then got unfit for use and dismantled.

On the site of the hospital complex there stood a Jewish hotel. It always had no vacancies and brought profit, which proves the fact that business people and merchants came quite often to Svir. After the war there was a nursing facility for the elderly there. Now it is used for household needs.

The red brick house was an inn.

People of different faiths lived in Svir, but there had never been major conflicts on ethnic or religious grounds. The neighbors argued sometimes, but there had never followed something more serious, a conflict or an opposition.

We believe that 1,200 people were killed during the war in Svir. People weren’t shot here, but taken away to be executed in other places…

After the war several Jewish families lived in Svir, but there was no community any longer.

Children and grandchildren of our countrymen visit us. Last summer (2011) a family of four came, their grandparents were from Svir. A couple of years ago people came from Brazil. There are many descendants of our countrymen living around the world. They leave their contact addresses, but for various reasons, we haven’t established any contacts yet.

There are remnants of the old Jewish cemetery, which is almost on the lakeshore. It’s very seldom that anyone goes there. Several years ago a new road was built, so some graves were dug up.

I was told the following story: there was a fish farm team on the lake. The fishermen used one gravestone as a dining table.

Svir. The gates of the Jewish cemetery.
The gates of the Jewish cemetery.

Once, Jews from England came to Svir and were visiting the cemetery to read a prayer. The fishermen called the police, probably, frightened by something. The police arrived at the place. And the driver who had brought the foreigners was fined for trespassing on the territory of the fishing cooperative.

Thanks to the efforts of Michael Lozman, a US citizen, director of the project for the restoration of Jewish cemeteries in Eastern Europe, a dentist from the city of Albany (NY), a fence around the cemetery was constructed in Svir, and the cemetery territory was cleared of bushes and fallen trees.

Michael Lozman said: “My father, a carpenter from the village Sopotskin, Grodno region, and mother, a housewife from Mogilev, had left for the United States before the Second World War. Two of my brothers and I became doctors, like my parents dreamed.”

In 2001, Michael came to his parents’ native land. “I was saddened by the neglected old Jewish cemeteries, as after the Holocaust the Jews didn’t return to their homes. That's why I took up their restoration.”

Over several years, together with American students, professors, teachers and Belarusian students, cemeteries in the villages of the Grodno and Minsk regions have been restored and improved.

Arkady Shulman,
Photos by the author.

Еврейское местечко под Минском


Jewish settlements in Minsk region

MinskBerezinoBobrBorisov DolginovoDukoraDzerzhinsk Ivenets Myadel NesvizhObchuga Pogost Rakov Seliba Slutsk Svir Uhvaly Vileika

© 2009–2010 Center «My shtetl»
Reprinting permitted ONLY to Internet editions and ONLY with an active link to website «My shtetl»
Email us: mishpoha@yandex.ru

Поиск по сайту

 RUS  |   ENG 

Свирь в «Российской еврейской энциклопедии»


КРАСИВОЕ МЕСТЕЧКО

Городской поселок Свирь.
Городской поселок Свирь.

Я объехал и обошел многие белорусские местечки. Всегда любовался и удивлялся, в каких красивых местах они расположены – на берегу озер и рек, окруженные сосновыми лесами и дубравами.

Местечки с многовековой историей были когда-то основаны богатыми и властными людьми, и, кончено, выбирали они для своих владений красивые места, вид которых услаждал им и глаза, и душу. А люди, которые здесь жили, из поколения в поколение, относились к местечкам не только, как к месту своего жительства, а как к чему-то родному, берегли и лелеяли, заботились о том, что досталось им в наследство.

И все же Свирь – местечко, а ныне городской посёлок в Мядельском районе, расположено в особом месте.


Эти дома помнят прошлое местечко.
Эти дома помнят прошлое местечко.

Административный центр Свирского поселкового совета. Находится на берегу озера Свирь, 45 км к западу от Мяделя, 180 км от Минска, 26 км от железнодорожной станции Лынтупы на линии Пабраде-Крулевщина. Узел автодорог на Сморгонь, Нарочь, Брусы.


Над местечком буквально зависает большой курган. Ещё в XVI веке он был выбран владельцем поселения князем Свирским для своей резиденции. Есть красивая легенда, а может, не легенда, а быль – во время Гражданской войны солдаты попытались раскопать курган, в надежде отыскать захоронения с ценностями. Однако, местный пан их остановил, и, в наказание, по его настоянию, они своими касками насыпали новый холм, в виде головы польского орла. В этом виде курган сохранился и сегодня.

Дверь в прошлое.
Дверь в прошлое.

С высоты кургана открывается красивая панорама на местечко и озеро Свирь.

Главная улица городского поселка повторяет контур озерной береговой полосы, а к ней, носящей имя Советская, как притоки, устремились короткие улочки. Сохранились столетней давности дома, в которых когда-то жили, торговали, выпивали и закусывали. Значительная часть этих домов принадлежала евреям.

«Еврейская энциклопедия» (Изд. Брокгауз-Ефрон, т. 14, стр.74) сообщает, что в Свирь – местечко Виленской губернии Свенцяньского уезда. По ревизии 1847 года «Свирское еврейское общество» состояло из 491 души. По переписи 1897 года в Свири 1686 жителей, среди них 1114 евреев.

В Свири жило немало евреев, носивших фамилию Свирские. Конечно же, это однофамильцы князя – основателя местечка. И фамилию свою они получили в начале XIX века от места своего проживания уже после того, как Свирь в 1795 году вошла в состав Российской империи.

Свирь. Фундамент синагоги.
Фундамент синагоги.
Свирь. Дорога, ведущая к синагоге.
Дорога, ведущая к синагоге.

В 1870 году в Свири уже действовала синагога, вероятно, основанная гораздо раньше. Сейчас от нее остались только камни фундамента и мощеная дорога, которая когда-то вела к ней. Раввином Свири в конце XIX века был Нафтоли-Довид Мосензон.

В начале 1900-х гг. в Свири действовала организация Бунда.

Основными занятиями еврейского населения в XIX – начале XX века были торговля и ремесла.

В 1912 году здесь работало еврейское ссудо-сберегательное товарищество. В 1913 году евреями были оба портных и обе портнихи в Свири, все три лесопромышленника. Евреям принадлежали аптека, парикмахерская, ресторан, часовая мастерская, все три булочные, 45 магазинов и лавок (в том числе ювелирный магазин, магазин игрушек, 5 мясных, 5 пивных, две табачные, 5 мануфактурных лавок).

В 1920–30-х гг. в Свири действовали отделения различных еврейских партий и организаций. В середине 1920-х гг. здесь открылось отделение Еврейского кооперативного банка. В 1920-х гг. действовала школа сети «Тарбут».

В 1925 году в Свири жило 820 евреев (52,9%).


Через четыре дня после начала войны 26 июня 1941 года Свирь заняли части вермахта. Понятно, что эвакуироваться, практически никто не успел.

В сентябре 1941 был создан юденрат, в ноябре – гетто. В феврале 1942 около 250 евреев были депортированы в рабочий лагерь в д. Жирмуны. Часть евреев была расстреляна в местечке Кобыльник (Нарочь). В августе 1942 почти все оставшиеся евреи Свири были депортированы в гетто в Михалишки и впоследствии уничтожены.


Мы стоим на вершине кургана с председателем Свирского сельского совета Виктором Иосифовичем Субочем. Поселок внизу и дальше озеро. День солнечный, ясный и пейзаж просматривается на много километров. Живописное зрелище.

– До войны в Свири и в окрестных населенных пунктах Константиново, Нарочи жило много евреев. В 1898 году в Свири было 34 еврейские лавки, 3 корчмы. Владельцами были евреи. Много было ремесленников: портных, сапожников, бондарей, краснодеревщиков, стекольщиков…

Была высокая деревянная двухэтажная синагога. После войны она под склад использовалась, а потом пришла в негодность и ее разобрали.

Где сейчас больничный комплекс была еврейская гостиница. Она не пустовала, а приносила прибыль – значит, в Свирь постоянно приезжали деловые люди, торговцы. После войны там находился интернат для престарелых людей. Сейчас используется под хозяйственные нужды.

В доме из красного кирпича была корчма.

В Свири жили люди разных конфессий, но больших конфликтов на национальной или религиозной почве никогда не было, то есть соседи иногда ругались, могли и неприятное слово друг про друга сказать, но в противостояние это никогда не выливалось.

Мы считаем, что в Свири в годы войны погибло 1200 человек. Здесь не расстреливали, увозили на казнь в другие места…

После войны в Свири жило несколько еврейских семей, но общины уже не было.

Приезжают к нам дети, внуки наших земляков. Прошлым летом (2011 г.) приезжала семья из 4 человек, их дедушка и бабушка отсюда. Из Бразилии пару лет назад приезжали. По миру много живет потомков наших земляков. Адреса оставляют, но в силу разных причин контакты пока не получаются.


Сохранились в Свири остатки старинного еврейского кладбища. Оно находится практически на берегу озера. Совсем редко кто-то заглядывает сюда. Несколько лет назад строили новую дорогу, и часть могил перекопали.

Мне рассказали такую историю: на берегу озера стояла бригада рыбхоза. Одну мацейву рыбаки приспособили под обеденный стол.

Однажды в Свирь приехали евреи из Англии, заглянули на кладбище, чтобы прочитать молитву по ком-то из похороненных здесь родственников. Рыбаки вызвали милицию, вероятно, испугавшись чего-то. Милиция прибыла на место. И шоферу, который привез иностранцев, дали штраф: за то, что он заехал на территорию рыболовецкой артели.

Свирь. Ворота еврейского кладбища.
Ворота еврейского кладбища.

Благодаря стараниям гражданина США Майкла Лозмана – директора проекта по восстановлению еврейских кладбищ в Восточной Европе, стоматолога из города Олбани (штат Нью-Йорк), в Свири сделана ограда вокруг кладбища, да и само оно было очищено от кустарников и поваленных деревьев.

Майкл Лозман рассказывал: «Мой отец, столяр из деревни Сопоцкин Гродненского района, и мать, домохозяйка из Могилева, еще до Второй мировой войны выехали в США, где и создали семью. С их легкой руки я и двое моих братьев стали врачами, о чем мечтали родители».

В 2001 году Майкл приехал на родину родителей. «Меня огорчила заброшенность старинных еврейских кладбищ, так как после Холокоста евреи не вернулись к своим очагам. Вот почему я занялся их восстановлением».

За несколько лет вместе с американскими студентами, преподавателями и белорусскими школьниками были приведены в порядок кладбища в деревнях Гродненской и Минской областей.

Аркадий Шульман,
фото автора

Еврейское местечко под Минском


Местечки Минской области

МинскБерезиноБобрБогушевичиБорисовВилейкаВишневоВоложинГородеяГородокГрескГрозовоДзержинскДолгиновоДукораДулебы ЗембинИвенецИльяКлецкКопыльКрасноеКривичиКрупки КуренецЛениноЛогойскЛошаЛюбаньМарьина ГоркаМолодечноМядельНалибокиНарочьНесвижНовый СверженьОбчугаПлещеницы Погост (Березинский р-н) Погост (Солигорский р-н)ПтичьПуховичи РаковРованичиРубежевичиРуденскСелибаСвирьСвислочьСлуцкСмиловичиСмолевичи СтаробинСтарые ДорогиСтолбцыТалькаТимковичиУздаУречьеУхвалы ХолопеничиЧервеньЧерневкаШацк

RSS-канал новостей сайта www.shtetle.co.ilRSS-канал новостей сайта www.shtetle.co.il

© 2009–2010 Центр «Мое местечко»
Перепечатка разрешена ТОЛЬКО интернет изданиям, и ТОЛЬКО с активной ссылкой на сайт «Мое местечко»
Ждем Ваших писем: mishpoha@yandex.ru