Поиск по сайту

 RUS  |   ENG 

Slava Frumkin

MY FAMILY

The Altshulers family.
The Altshulers family with the eldest
children, Riva and Zyama.

My mother, Rahil Moiseevna Frumkina, was born in Bobr shtetl (Belarus) on 5 January, 1919. Her parents, Moisei and Khasya Altshuler, had eight children. In 1926 in Bobr there lived 2483 people, 1018 among them were Jews. Of eight children only three survived World War II, Zyama, Riva and Rahil.

Before the war, Rakhil and infant child lived at her parents’ in Bobr. After the occupation of the shtetl, she was taken to the ghetto. On 10 October, 1941, right before the shooting of the Bobr ghetto prisoners, she escaped from it and moved to the Smolensk region. In December 1941, Rakhil joined the underground group which later repositioned to the Vadensky woods, where it was reorganized into a partisan unit named after Shchors.

Rahil was granted a lot of orders and medals. After the war, Rahil and her husband lived in Borisov, brought up three children. She died on 1 April, 1985.

The sisters who remained in the ghetto, Genya, Roza with her two daughters, Emma, brother Motik, the parents were shot on 10 October, 1941, together with other ghetto prisoners. All in all, 961 people were killed. For me and my family, it’s not just 961 killed people. Eight of them were our family. They will remain in our memory forever.

My grandfather Moisei (Moshe) Altshuler was born in the period from 1875 to 1885. We, his grandchildren living in the USA, know little about him. He was poorly educated, but was a brilliant violinist. He worked as a carrier. He was shot in the Bobr ghetto.

Rakhil Frumkina.
Rakhil Frumkina.
The 1970s.
The Altshulers family.
The three survivors, Zyama, Rakhil and Riva
at the mass grave
of the ghetto victims in Bobr.

Grandmother Hasya (Hashe) was born in the period from 1880 to1885. According to my mother’s recollections, she graduated from a gymnasium in Moscow or Saint Petersburg, which was rather rare for a Jewish girl at that time. She was able to bring the spirit of intelligence and the desire for knowledge to the family. She used to organize family concerts with her husband and children. She was shot in the ghetto in Bobr.

Genya was born in 1909. Before the war she lived in Borisov, worked as an accountant. There’s a documentary proof that she was shot in the Borisov ghetto.

Roza was born in 1915. Before the war she with her two daughters came to her parents to Bobr, where later they were shot. To my pity, I don’t know the names of the girls.

Emma was born in 1917. She lived in Borisov, taught Yiddish at a school. I haven’t found her name in the list of those who were shot, but we are sure that she died in the Borisov ghetto.

Motik was born in 1923. He finished high school just before the war. He sang beautifully. He was shot in the Bobr ghetto.

The fascists ruthlessly crushed these young lives, but we, the ones who live, must remember them. As Robert Rozhdestvensky’s song has, “…and I live on this kind land for myself and that guy…”.

We are to live for ourselves and for them!

Еврейское местечко под Минском


Jewish settlements in Minsk region

MinskBerezinoBobrBorisov DolginovoDukoraDzerzhinsk Ivenets Myadel NesvizhObchuga Pogost Rakov Seliba Slutsk Svir Uhvaly Vileika

© 2009–2010 Center «My shtetl»
Reprinting permitted ONLY to Internet editions and ONLY with an active link to website «My shtetl»
Email us: mishpoha@yandex.ru

Поиск по сайту

 RUS  |   ENG 

Слава Фрумкин
«МОЯ СЕМЬЯ»

Александр Литин
«ХОЛОКОСТ В БОБРЕ»

Виктория Мочалова
«ФОТОЭКСКУРСИЯ НА СТАРОЕ ЕВРЕЙСКОЕ КЛАДБИЩЕ»

Бобр в «Российской еврейской энциклопедии»


Слава Фрумкин

МОЯ СЕМЬЯ

Семья Альтшулеров.
Семья Альтшулеров со старшими детьми
Ривой и Зямой.

Моя мама, Фрумкина Рахиль Моисеевна, родилась 5 января 1919 года в местечке Бобр (Белоруссия). У ее родителей – Моисея и Хаси Альтшулер – было 8 детей. В 1926 году в Бобре проживало 2483 человек, из них 1018 – евреи. Из восьми детей четы Альтшулеров только трое – Зяма, Рива и Рахиль пережили войну.

Рахиль перед войной находилась с грудным ребёнком у родителей в Бобре. После оккупации Бобра попала в гетто. Накануне расстрела всех жителей Бобрского гетто, 10 октября 1941 года убежала из гетто и добралась до Смоленской области. В декабре 1941 года вошла в состав подпольной группы, которая передислоцировалась позднее в Ваденские леса, где стала партизанским отрядом им. Щорса.

Рахиль награждена многими орденами и медалями. После войны жила с мужем в Борисове, воспитала троих детей. Умерла 1 апреля 1985 года.

Оставшиеся в гетто сестры Пеня, Роза с двумя дочерьми, Эмма и брат Мотик вместе с родителями были расстреляны 10 октября 1941 года вместе с остальными жителями гетто. Всего 961 человек.

Для меня и всей нашей семьи это не просто 961 человек: восемь из них – это наши родные. Вечная им память...

Мой дедушка Моисей (Моше) Альтшулер родился в период 1875-1885 гг. Мы, все живущие в США внуки, немного знаем о нем. Он был человеком малообразованным, но прекрасно играл на скрипке. Занимался извозом. Расстрелян в гетто в Бобре.

Минск.
Рахиль Моисеевна Фрумкина.
Фото 1970-х гг.
Спасшиеся Альтшулеры.
Трое спасшихся Альтшулеров (Зяма, Рахиль и Рива)
на братской могиле жертв гетто в Бобре.

Бабушка Хася (Хаше) родилась в период 1880-1885 гг. По воспоминаниям мамы, она окончила гимназию в Москве или Петербурге, что для еврейской девушки того времени было явлением достаточно редким. Сумела привнести в семью дух интеллигентности, искру тяги к знаниям. Устраивала семейные концерты с участием детей и мужа. Расстреляна в гетто в Бобре.

Геня родилась в 1909 году. К началу войны жила в Борисове, работала бухгалтером. Имеется документальное подтверждение того, что она была расстреляна в Борисовском гетто.

Роза родилась в 1915 году. Перед войной приехала с двумя дочками к родителям в Бобр. Там они и были расстреляны. К сожалению, имён девочек я не знаю.

Эмма родилась в 1917 году. Жила в Борисове, преподавала идиш в школе. Я не нашел ее имя в списках расстрелянных, но мы уверены, что она погибла в Борисовском гетто.

Мотик родился в 1923 году. К началу войны он окончил среднюю школу. Он прекрасно пел. Расстрелян в гетто в Бобре.

Фашистский сапог безжалостно растоптал эти побеги еврейской жизни, но мы, живые, должны помнить о них. Как поется в песне Роберта Рождественского: «...и живу я на Земле доброй за себя и за того парня...»

Мы должны жить за себя и за них!

Еврейское местечко под Минском


Местечки Минской области

МинскБерезиноБобрБогушевичиБорисовВилейкаВишневоВоложинГородеяГородокГрескГрозовоДзержинскДолгиновоДукораДулебы ЗембинИвенецИльяКлецкКопыльКрасноеКривичиКрупки КуренецЛениноЛогойскЛошаЛюбаньМарьина ГоркаМолодечноМядельНалибокиНарочьНесвижНовый СверженьОбчугаПлещеницы Погост (Березинский р-н) Погост (Солигорский р-н)ПтичьПуховичи РаковРованичиРубежевичиРуденскСелибаСвирьСвислочьСлуцкСмиловичиСмолевичи СтаробинСтарые ДорогиСтолбцыТалькаТимковичиУздаУречьеУхвалы ХолопеничиЧервеньЧерневкаШацк

RSS-канал новостей сайта www.shtetle.co.ilRSS-канал новостей сайта www.shtetle.co.il

© 2009–2010 Центр «Мое местечко»
Перепечатка разрешена ТОЛЬКО интернет изданиям, и ТОЛЬКО с активной ссылкой на сайт «Мое местечко»
Ждем Ваших писем: mishpoha@yandex.ru