Website search

 RUS  |   ENG 

Mikhail Rivkin, Arkady Shulman
RELATED BY WAR

Memories of Larisa Kaim

Memories of Yelena Zibert

Memories of Inessa Ivanova

Memories of Igor Baranov

Arkady Shulman
I HAVE GONE THROUGH HELL…

Ludmila Khmelnitskaya
FROM THE HISTORY OF VITEBSK SYNAGOGUES

Vera Shufel
ABOUT WHAT HAPPENED…

Irina Levikova
IT SEEMED THAT THIS KIND OF LIFE IS FOREVER

Eduard Menakhin
THE MENAKHINS

Pavel Mogilevsky
MY GREAT GRANDMOTHER

Arkady Shulman
THE KEEPER OF FAMILY MEMORIES

Arkady Shulman
THE LIOZNIANSKYS

Mikhail Matlin
THE MATLINS

Lev Polykovsky
STORY OF A FAMILY FROM VITEBSK

Vladimir Kostukevich
GIRL FROM GHETTO

Polina Falikova
STORY OF A FAMILY

Memories of Raisa Yalova

Vera Knorring
FOLKLORE RESEARCHER FROM VITEBSK

Arkady Shulman
UNUSUAL BIOGRAPHY

Arkady Shulman
MEMORIES OF CHILDHOOD IN THE WAR

Memories of Larisa Grigorievna Kaim (Khvat):

They say that children’s memories retain only the most impressive events… I came to a conclusion that positive things are not so well remembered because they happen rather often… We keep only the most shocking memories, as far as I can judge. When the war began I was a little less than four…

Larisa Grigorievna Kaim.
Larisa Grigorievna Kaim

Our family came to Vitebsk in 1929. My father, Grigory Borisovich Khvat, studied in France to become a doctor. Mother’s and father’s grandparents lived in Bialystok and this is where my mother, Eta Grigorievna, and father met. Talking about Bialystok, my parents remembered the pogroms and persecution of Jews. I did not ask for details and did not much think about the historical reasons. At that time I did not find it useful information and later wished I had.

My father was a truly intelligent, cultured and educated person and, just as many intellectuals, was optimistic about he future of the Soviet Union.

That was why my parents came to the Soviet Union and settled in Vitebsk. Father was a highly-qualified doctor and was busy working, while mom was taking care of us, children: me and my brother Dmitry, who was ten years older than me. He was an active and energetic type.

Our family was intelligent: my father spoke five languages, mother could play the piano – she was a professional. At that time a lot of interesting intelligent people lived in Vitebsk: musicians, artists, doctors. Many of them would come to our place to spend time.

In the summer of 1941everything changed due to the sudden war. People were taken aback and bewildered about what was going to happen. I remember it really well, even though I was only four: empty shops, deserted streets. Once, my mother and I entered a shop and I wanted a cake and she said: “Take it”. The shop assistant was not there. The atmosphere in the city was very awkward.

Then evacuation began. My father was requested: “You are a doctor, please stay at the polyclinic and look after the property (tables and chairs), we will come back to pick you up.”

They forgot about my father… And only when the city was in flames and our army was retreating, my mom took the initiative and we got on the last train, which was leaving Vitebsk. Suddenly father said he had forgotten something and had to go back. He said he would catch up with us. Mom knew him well – he was so devoted to his work: he had given his word and had to keep it. So, when he got off the train, we got off as well and followed him. Of course, he had to come back to the polyclinic to check the medicine, medical cards and the property. The city was burning, it was being bombed and it was clear nothing good was going to happen. Mother reproached him: “Children are dying while you are counting chairs and checking your medical cards.” So we got on a barge. There were two barges pulled by a small steamboat. The nurses on the first barge put on headscarves with red crosses to make it look they were taking care of the wounded. They thought it would save them. It did not have any effect - the barge was bombed. Then the steamboat’s captain declared he would not go on farther.

Grigory Borisovich Khvat – university student.
Grigory Borisovich Khvat –
university student.

We started walking towards Smolensk. It was a death road. I clearly remember there was unbearable heat – plus forty degrees. We were only carrying water and the most necessary things. Father, of course, was carrying his bag with documents. In front of us there was a woman with children: around seven or eight. Every several meters she would stop and leave a child near a shrub. Apparently, she went insane and could not understand what she was doing.

There were sailors who were retreating with us. Seeing the state of my parents they offered to carry me. I began shouting but on of them lifted me and so we went on walking: one of my arms was holding the sailor’s neck, the other – my mom’s.

When we reached Iliino, which is today a town of Zapadnaya Dvina in Tverskaya region, we made a decision to stay. We were allowed to stay in some house.

Today, after living a long life, I have reached a conclusion that people used to be kinder back then. Father began working. Very soon, however, Germans invaded the town. In September, 1941, we were all taken to a ghetto.

There were a lot of local Jews but they were in better conditions – they at least had some minimal savings. It was a pitiful life – struggling to survive, living on the edge… I remember how my brother Dima was beaten and humiliated. Local Nazi policemen were often even worse than Germans. Once, I was with my mom, a German came up and gave me a chocolate bar. I forgot what chocolate was. A policeman immediately informed the German I was Jewish. I did not take the chocolate and hid behind my mom, paralyzed with fear.

The Khvat family.
The Khvat family.

Many times Dima was forced to do physical work. He was 14, still a teenager, with acute self-dignity. He would say: “I will not do this”. Mom volunteered to go instead of him and saved him several times. In other cases he was beaten. Everyone was beaten.

Father provided medical help to the ghetto residents. Sometimes Russians came from Iliino to ask for his help and would leave some food as payment. We survived owing to that. Everyone around did not believe I would survive because of starvation and disease.

We found out that in the local woods there was a partisan brigade, headed by Pavlovich Pavel Pavlovich. Even though I was small I remembered such an unusual name.

After the war I found out that partisans had their spies in the commandant’s office. At night they would take my father to help partisans. They even looked for the medicine he asked for. Once father was taken to help a famous Moscow actor, who was in that partisan brigade – he had been wounded. Father went there – one of his legs had to be amputated. He disinfected a regular saw and cut off his leg. Anesthesia was impossible to find, so he gave the patient a lot of alcohol until he lost consciousness. As a matter of fact my brother read about this episode in some book later – the book mentioned the operation had been performed by a student. My brother wrote a letter of protest to the publishing house, but they let him know Jews were not supposed to be heroes…

That actor could not stay in the shelter any longer, so he was put up in a house in town.

Once, mom was called to the commandant’s office. There were two long queues – one for those who could speak German, the other – for those who could not. Mother was in the one for German-speakers. A woman came up to her and said: “Please, tell the commandant I need to see him.” Mother asked: “What would you like to ask?” The woman told her she had a wounded partisan hiding in her house and so on… Mother said: “Of course, you can go home, I will do everything.” Obviously, she did not tell the commandant anything but when she came back she was very frightened.

Apparently the woman succeeded in meeting the commandant and the following morning the whole ghetto was taken to be executed on the bank of the Dvina. The temperature was minus forty and people were very lightly dressed.

There was only partial execution on that day – mom said that people were burnt alive in a barn. One girl, very pretty, was let out of the barn and she was running, in flames. She was shot by a policeman.

Grigory Borisovich Khvat – doctor.
Grigory Borisovich Khvat –
doctor.

Days were short. In the evening hay was brought to the commandant’s office. For some reasons they put the execution off until the following morning.

Due to my age I could not entirely understand the feelings of the people that night. However, I felt the atmosphere in the barracks. Everyone was saying goodbye to each other.

A Russian woman came to us – my father had helped her – and said: “I cannot save everyone, but you can leave Larisa and Dima with me. They will become my children.” Dima was against, so was I. Father sent my mom to a pharmacy and told her to get certain medicine. It was poison. “We will commit suicide, - he said. – It is impossible to spend time here thinking whether they will burn or shoot us”. So she went. The pharmacist was a local fascist. He said: “Do you want an easy death, you Jew? No way! You will suffer.” Mother came back with nothing. “Then we will wait for our fate”, – said father.

Naturally, no one was sleeping, it was horrible: people went hysterical. At 6 a.m. we heard shooting and started preparing ourselves for the worst. Suddenly we heard voices: “Partisans, partisans!” It turned out that the hay for the commandant’s office had been brought by the partisans who had connections to the Red Army. It was a planned operation. We were saved. On that night my parents went completely grey.

During the operation of the ghetto liberation one of the Germans was wounded. He was bleeding and my father started helping him. The Jews told my dad: “What are you doing? He intended to shoot your family and you are saving him!” But dad was a genuine doctor - Asclepiades' Oath was not just an oath, it was his existence.

Father stayed in Illino and worked as a doctor; we were evacuated to Chuvashia. When Vitebsk was liberated, father returned there and called us back.

We now lived in a morgue. But it was life… I actually did not realize it was a morgue, and found out about it later. Back then I would say: “It’s great – you can pour water onto the floor, it freezes and you can slide!”

Father worked until the 1970s. He died in 1976. When he was already retired, people still would come and ask for help.

I studied at the Institute of Pedagogy and later worked at the Biology Department of Vitebsk Pedagogy Institute (today Vitebsk State University).

Larisa Kaim’s videointerview

Еврейское местечко под Минском


Jewish settlements in Vitebsk region

Vitebsk Albrehtovo Babinovichi Baran Bayevo Begoml Beshenkovichi Bocheikovo Bogushevsk Borkovichi Braslav Bychiha Chashniki Disna Dobromysli Dokshitsy Druya Dubrovno Glubokoye Gorodok Kamen Kohanovo Kolyshki Kopys Krasnopolie Kublichi Lepel Liady Liozno Lukoml Luzhki Lyntupy Miory Obol Oboltsy Orsha Osintorf Ostrovno Parafianovo Plissa Polotsk Prozorki Senno Sharkovshina Shumilino Sirotino Slaveni Smolyany Surazh Tolochin Ulla Verhnedvinsk Vidzy Volyntsy Yanovichi Yezerishe Zhary Ziabki

© 2009–2010 Center «My shtetl»
Reprinting permitted ONLY to Internet editions and ONLY with an active link to website «My shtetl»
Email us: mishpoha@yandex.ru

Поиск по сайту

 RUS  |   ENG 

Михаил Ривкин, Аркадий Шульман
«ПОРОДНЕННЫЕ ВОЙНОЙ.»

Воспоминания Каим Л. Г.

Воспоминания Зиберт Е. Н.

Воспоминания Ивановой И. Г.

Воспоминания Баранова И. А.

Аркадий Шульман
«Я ПРОШЕЛ КРУГАМИ АДА…»

Людмила Хмельницкая
«ИЗ ИСТОРИИ ВИТЕБСКИХ СИНАГОГ»

Ирина Левикова
«КАЗАЛОСЬ, ЧТО ТАКАЯ ЖИЗНЬ – НАВСЕГДА»

Открытие Мемориального знака памяти узников Витебского гетто. 25 июня 2010 г.

Эдуард Менахин
«МЕНАХИНЫ»

Аркадий Шульман
«ХРАНИТЕЛЬ СЕМЕЙНОЙ ПАМЯТИ»

Воспоминания Яловой Р. Х.

Вера Шуфель
«О ТОМ, ЧТО БЫЛО…»

Павел Могилевский
«МОЯ ПРАБАБУШКА»

Аркадий Шульман
«СЕМЬЯ ЛИОЗНЯНСКИХ»

Александр Коварский
«МОЙ ОТЕЦ БЫЛ САПЁРОМ»

Михаил Матлин
«СЕМЬЯ МАТЛИНЫХ»

Лев Полыковский
«ИСТОРИЯ ВИТЕБСКОЙ СЕМЬИ»

Полина Фаликова
«ИСТОРИЯ ОДНОЙ СЕМЬИ»

Владимир Костюкевич
«ДЕВОЧКА ИЗ ГЕТТО»

Вера Кнорринг
«ФОЛЬКЛОРИСТ ИЗ ВИТЕБСКА»

Аркадий Шульман
«НЕОБЫЧНАЯ БИОГРАФИЯ»

Аркадий Шульман
«ВСПОМИНАЯ ВОЕННОЕ ДЕТСТВО»

Жерновков Сергей
«ИОСИФ ТЕЙТЕЛЬБАУМ»

Яков Басин
«ХЕДЕРЫ НА СКАМЬЕ ПОДСУДИМЫХ»

Марк Папиш
«ДОРОГА ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ»

Ефим Гольбрайх
«БЫЛОЙ ВОЙНЫ РАЗРОЗНЕННЫЕ СТРОКИ»

Воспоминания Я. Михлина.

Борис Бейнфест
«О МОИХ ВИТЕБЛЯНАХ»

Инта Серебро
«НА ВОЙНЕ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ НЕ СТРАШНО»

Ирина Азевич
«ТАК СРАЖАЛИСЬ ГВАРДЕЙЦЫ»

Александр Блинер
«МОЯ СЕМЬЯ»

Юрий Ивановский
«О МОЕЙ БАБУШКЕ»

Белла Дукаревич
«ЕЖЕДНЕВНО ВСПОМИНАЮ О НИХ»

Владимир Пескин
«СЕМЬЯ ГЕРОЕВ»

Григорий Аронов
«ПАМЯТИ ОТЦА»

Залман Шмейлин
«АВТОПОРТРЕТ НА ФОНЕ…»

Мария Конюкова
«ВНУЧКА И ДОЧЬ МЕДАЛЬЕ»

Дина Каим
«ПОД ЕЕ РУКОВОДСТВОМ ИЗГОТАВЛИВАЛИ ПЕРВЫЙ ПЕНИЦИЛЛИН В СССР»

Анатолий Хаеш
«МОЯ БАБУШКА ФРЕЙДА ШЕВЕЛЕВА, ПО МУЖУ – ИГУДИНА, ЕЕ СЕМЬЯ И ПОТОМКИ»

Вера Ключникова
«МОЯ ЖИЗНЬ»

Роза Левит
«НАЧНУ С НАЧАЛА ПРОШЛОГО ВЕКА»

Сьюзан Левин
«ВСПОМИНАЯ ВИТЕБСКИХ ПРЕДКОВ…»

Аркадий Шульман
«НОВАЯ СИНАГОГА В ВИТЕБСКЕ»

И. Смирнова
«ЗАБЫТЫЙ ФОЛЬКЛОРИСТ ИЗ ВИТЕБСКА»

Яков Шейнин
«ШОЛОМ-АЛЕЙХЕМ В ВИТЕБСКЕ В 1908 ГОДУ»

Константин Карпекин
«ЧТОБЫ ВСЕ МОГЛИ УЧИТЬСЯ»

Р. Мордехай Райхинштейн
«РАВВИНЫ ВИТЕБСКА ДО ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА»

РОЗЫСК РОДСТВЕННИКОВ

Григорий Лесин
«Я ПОМНЮ»

Михаил Ханин
«ГВАРДИИ СТАРШИЙ ЛЕЙТЕНАНТ ИСААК ХАНИН»

Нисон Йосфин:
«А Я УПРЯМЫЙ»

«ВОСПОМИНАНИЯ О ПОГРОМЕ В НОВКЕ»

Михл Вышецкий
«ЭТО ЖИЗНЬ!»

Наталия Крупица
«БЕЛАРУСЬ-ИЗРАИЛЬ: УЧИТЕЛЬ МАРКА ШАГАЛА И ТАЙНА СЕМЕЙНОЙ РЕЛИКВИИ»

«ХРАНИТЕЛИ ПАМЯТИ. ЭПИЗОДЫ. ВИТЕБСК». Видео.

Витебск в «Российской еврейской энциклопедии»


Воспоминания Ларисы Григорьевны Каим (Хват):

Говорят, что в детской памяти запоминается только самое-самое… Я пришла к выводу, что хорошее не запоминается, потому что оно присуще для человека, оно обычно… Запоминается самое страшное – из пережитого я могу сделать этот вывод. Когда началась война, мне еще не было четырех лет…

Лариса Григорьевна Каим.
Лариса Григорьевна Каим.

В Витебск наша семья приехала в 1929 году. Отец, Григорий Борисович Хват, в молодости учился во Франции, там получил образование медика, а наши родственники, мамины и папины бабушки и дедушки, жили в Белостоке. Там в Белостоке судьба свела папа и маму – Ету Григорьевну. Рассказывая о Белостоке, родители вспоминали погромы, преследования евреев. Я не расспрашивала подробности, не вдавалась в исторические причины. Мне тогда было это не интересно, о чем я потом сожалела, потому что многое прошло мимо меня.

Мой отец был очень интеллигентный, культурный, образованный человек и как многие интеллигенты верил в светлое будущее, которое начали строить в Советском Союзе.

Вот с такой верой в будущее приехали мои родители в Советский Союз и поселились в Витебске. Профессионально папа был на очень высоком уровне. Он работал и участковым врачом, и заведовал поликлиникой.

Мама сидела дома с детьми. Нас у родителей было двое: я и мой брат Дмитрий – на десять лет старше меня. Он всегда был очень активный, подвижный.

Наш дом был культурным, интеллигентным: отец знал пять языков, мама играла на фортепиано. Она была профессиональным музыкальным работником. В Витебске в те годы жило немало интересных людей, интеллектуалов: были музыканты, художники, врачи. Многие из них собирались у нас дома, и был очень интересный круг общения.

Летом 1941 года, как и всех, нас неожиданно застала война. Город опешил, был растерян, находился в каком-то предгрозовом ожидании. Я хорошо помню, хотя мне было всего четыре года, пустые магазины, безлюдные улицы, мы с мамой зашли в какой-то магазин, и мне захотелось пирожное, и она говорит: «Бери», продавца не было. В первые июльские дни 1941 года, незадолго до фашистской оккупации города, было совершенно непонятное состояние и улиц и жителей.

Началась эвакуация. Отца попросили представители горздрава: «Вы, доктор, в поликлинике подождите, вы имущество сберегите, а имущество – это стулья да столы, и мы непременно за Вами заедем».

Григорий Борисович Хват – студент университета.
Григорий Борисович Хват –
студент университета.

Разные люди были тогда и сейчас, разное начальство тогда было и сейчас, и, короче, отца благополучно забыли. И когда уже город горел, когда уже свои позиции оставляли наши войска, мама взяла инициативу в свои руки, и мы успели сесть в последний состав, отъезжающий с Витебского перрона. Но вдруг отец сказал, что он что-то забыл и ему надо вернуться, а он позднее нас догонит. Мать хорошо его знала, знала его преданность делу, которая присуще всем интеллигентам: дал слово, значит, оно должно быть выполнено. И когда папа ушел, она нас выгрузила из состава, и мы пошли вслед за ним. Папа, конечно, был в своей поликлинике и проверял медикаменты, истории болезней, имущество. А город горел, Витебск бомбили, и когда уже было ясно, что ничего хорошего не будет, мама буквально заставила его, сказал: «Дети погибают, а ты столы, стулья пересчитываешь, медикаменты проверяешь, истории болезни смотришь». И мы сели на какую-то баржу, которая отходила от пристани. Были две баржи, а впереди пароходик, который их тянул. Отплыли маленечко от Витебска, под беспрерывными немецкими налетами и бомбежками. На первой барже медсестры надели одинаковые косыночки с красными крестами, чтобы было видно, что они раненных везут и думали, что это их спасет. Но баржу разбомбили. Тогда капитан парохода сказал, что дальше не поплывет и пускай каждый добирается, как кто может.

И мы пошли в сторону Смоленска. Эта дорога была ужасной – дорога смерти. Я помню хорошо, что была сорокоградусная жара. Мы шли налегке, несли только воду или самое необходимое. Папа, конечно, нес свой портфель с документами. Впереди шла женщина, у которой было очень много детей: семь или восемь. Она останавливалась через какое-то количество метров и под каждым кустом оставляла ребенка. Очевидно, она уже была на грани, не понимала, что делает.

Семья Хват.
Семья Хват.

Вместе с нами отступали моряки, они были в тельняшках, и когда они увидели состояние моих родителей, они сказали, что могут взять меня на руки и нести дальше. Я подняла страшный крик, но моряк взял меня на руки. Так мы шли: одной рукой я за шею моряка держалась, а другой – за шею мамы.

Мы прошли до Ильино, сейчас это город Западная Двина в Тверской области. Дальше идти было уже невозможно. И мы там осели, в какой-то дом пришли, нас пустили.

Сегодня, прожив большую жизнь, я делаю выводы, что доброты у людей тогда было больше. Папа работал, была какая-то поликлиника в райцентре, но очень быстро в Ильино пришли немцы. До сентября 1941 года мы еще жили на свободе, если оккупацию вообще можно назвать свободой, а потом нас всех согнали в гетто.

Там было много местного еврейского населения. Но они были местные, у них было хоть что-то, какие-то минимальные запасы. А мы и там были чужие… Началась жизнь, которую трудно назвать жизнью – борьба за выживание на грани, на грани, на грани… Я помню, как брата Диму фашисты избивали, издевались. А еще полицаи, которые ни капли не отличались от фашистов, а может даже хуже были. Как-то я с мамой стояла во дворе, мороз был под сорок градусов, прошел немец и дал мне шоколадку. Я забыла, что это такое. А полицай тут же решил сообщить немцу, что я еврейка, хотя он и сам это видел. Я, конечно, спряталась за маму, шоколадку не взяла, потому что страх парализовал меня. Сколько раз нашего Димку гоняли то дороги чистить, то другие грязные работы выполнять. Ему было 14 лет – чувство повышенной самосознательности. Даже в гетто это все равно переходный возраст, и остается обостренное чувство человеческого достоинства. «Не буду, не пойду», – говорил он. И мама сразу начинала говорить: «Я пойду, я все сделаю». И вот так несколько раз спасала его. Били, били, били всех подряд.

Папа помогал, как мог тем, кто был в гетто. Иногда, пробирались из Ильино русские люди, и папа, как врач, им помогал. И они, кто кусок хлеба оставит, кто картошину, и может, благодаря этому мы выжили.

Все кругом считали, что я умру от голода, дистрофии, болезней.

В лесах был партизанский отряд, командовал им Павлович Павел Павлович. Я была маленькая, но запомнила такое сочетание имени и фамилии.

В комендатуре были у партизан свои люди, об этом я узнала, естественно, после войны. Ночью папу забирали, и он оказывал необходимую помощь партизанам. Они доставали медикаменты, те, которые он называл. Однажды папу забрали, оказать помощь какому-то известному московскому артисту, который был в этом партизанском отряде, он был ранен. Папа туда поехал, и простой пилой, продезинфицировав ее, отпилил ему ногу. Материал, которым зашивают, был, а вот анестезии нельзя было достать. Он очень много спирта влил ему, и раненый отключился. Кстати, этот эпизод, потом брат прочитал в одной книге, но приписывали его студенту первого курса биологического факультета. И Дима возмутился, писал в редакцию. «Да, да», – сказали ему, но воз и ныне там, еврею, оказывается в то время, не дано было совершать великие дела. Этого партизана-артиста нельзя было держать в землянке, его поместили в дом к одной местной учительнице.

Однажды маму вызвали в комендатуру, а там была большая очередь. Одна для тех, кто знал немецкий язык, а другая – для тех, кто не знал. Мама стала в очередь людей, которые знали немецкий язык. К ней подходит женщина и говорит: «Я вас прошу, скажите коменданту, чтобы он меня принял». Мама отвечает: «По какому вопросу?» И она рассказывает, вот у нее партизан раненный прячется и так далее и тому подобное… Мама говорит: «Конечно, идите домой, я все сделаю». Мама, конечно, ничего не сказала коменданту, но когда вернулась к нам, была очень сильно напугана.

Очевидно, эта женщина все-таки добилась аудиенции у коменданта, и назавтра все гетто было выставлено на расстрел, на берегу Двины. Гетто находилось чуть глубже, а выставили на берегу, в сорокаградусный мороз, легко одетых.

Григорий Борисович Хват – доктор.
Григорий Борисович Хват –
доктор.

Была часть экзекуции проведена. Мама говорила, что сожгли живьем в сарае людей. Одна девушка, была очень красивая, немец ее выпустил из сарая, она как горящий факел бежала, полицай ее застрелил.

День короткий, близился вечер, и привезли в комендатуру сено. Занялись его разгрузкой. И по каким-то причинам отложили расстрел до утра.

Глубина этих ночных переживаний для меня была неприемлемой и, в силу моего возраста, непонятной до конца. Но я чувствовала ту атмосферу, которая царила в бараке. Все прощались друг с другом, подводили жизненные итоги.

Пробралась к нам одна русская женщина, которую папа лечил, и говорит: «Я не могу спасти всех, но Лорочку отдайте мне и Диму. Как мои будут, так и Ваши». Димка сразу заартачился, и я тоже. И отец говорил: «Значит, так тому и быть. Как всем, так и нам». Рядом в Ильино аптека была, разгромленная, правда, но какие-то лекарства были там. Отец отправил мать, говорит: «Иди в аптеку, возьми такие-то препараты». Это были яды. «Мы покончим жизнь, – говорил отец. – Ждать ночь, что будет дальше: сожгут или расстреляют – это немыслимо. Мама пошла. Аптекарь был из фашистов, только наших, местных. Он говорит: «Что легкой смерти захотела, жидовская морда? Помучаешься». Мама пришла ни с чем. «Значит, будем принимать ту судьбу, которая есть», – сказал отец.

Конечно, никто не спал, был ужас: и плач, и истерика. В шесть часов утра, раздалась стрельба, крики и все стали готовиться к худшему, стали прощаться. И вдруг слышим крики: «Свои, свои». Оказывается, те что сено привезли для немецкой комендатуры – были партизаны, которые имели связь с передовыми частями Красной Армии. И это была продуманная операция. Вот так мы были спасены. За эту ночь родители стали совершенно седые.

Это было в январе 1942 года. В Ильино никто из евреев не знал, почему их выставили на расстрел, и никто не знал, как они были спасены…

Когда была военная операция по освобождению узников гетто, какой-то немец был ранен, истекал кровью, и мой отец начал оказывать ему помощь. Евреи говорят, что ты делаешь, он хотел расстрелять твою семью, а ты ему помогаешь. Но отец до мозга костей был врач. Он ответил, расстреливал меня фашист, а я человеку помогаю. Вот настолько в нем естественно жила клятва Гиппократа, это была не просто клятва, она была его сутью.

В Ильино отец остался работать врачом, а нас эвакуировали в Чувашию. Когда освободили Витебск, отец вернулся в город, и вызвал нас.

Мы жили в морге. Это уже была жизнь… Я не знала, что это морг, только потом случайно услышала об этом. А тогда я говорила: «Как хорошо, нальешь на пол воду, она замерзает и катаешься».

Отец работал где-то до 70-х годов. Он умер в 1976 году. Когда он уже не работал, к нему все равно приходили люди и просили: «Помогите». Он говорит: «Да, я плохо слышу, я уже пожилой человек». Но его просили, и он соглашался. Он был прекрасный диагност. У меня остались в памяти, его очень длинные, тонкие пальцы. Не было же тогда УЗИ, он приложит пальцы к спине человека, простучит и говорит: «У вас в этой части легкого воспалительный процесс».

Я с отличием окончила педагогический институт, два года работала в Бегомле в школе-интернате, а потом всю свою жизнь – в Витебском педагогическом институте (ныне Витебском государственном университете) на биологическом факультете.

Видеоинтервью Ларисы Каим

Еврейское местечко под Минском


Местечки Витебской области

ВитебскАльбрехтовоБабиновичиБабыничиБаевоБараньБегомль Бешенковичи Богушевск БорковичиБоровухаБочейковоБраславБычихаВерхнедвинскВетриноВидзыВолколатаВолынцыВороничи Воропаево Глубокое ГомельГородок ДиснаДобромыслиДокшицыДрисвяты ДруяДубровноДуниловичиЕзерищеЖарыЗябки КамаиКамень КолышкиКопысьКохановоКраснолукиКраснопольеКубличи ЛепельЛиозноЛужкиЛукомльЛынтупыЛюбавичиЛяды Миоры ОбольОбольцы ОршаОсвеяОсинторфОстровноПарафьяновоПлиссаПодсвильеПолоцк ПрозорокиРосицаРоссоны СенноСиротиноСлавениСлавноеСлобода СмольяныСокоровоСуражТолочинТрудыУллаУшачиЦуракиЧашникиЧереяШарковщинаШумилиноЮховичиЯновичи

RSS-канал новостей сайта www.shtetle.co.ilRSS-канал новостей сайта www.shtetle.co.il

© 2009–2010 Центр «Мое местечко»
Перепечатка разрешена ТОЛЬКО интернет изданиям, и ТОЛЬКО с активной ссылкой на сайт «Мое местечко»
Ждем Ваших писем: mishpoha@yandex.ru