Website search

 RUS  |   ENG 

Mikhail Rivkin, Arkady Shulman
RELATED BY WAR

Memories of Larisa Kaim

Memories of Yelena Zibert

Memories of Inessa Ivanova

Memories of Igor Baranov

Arkady Shulman
I HAVE GONE THROUGH HELL…

Ludmila Khmelnitskaya
FROM THE HISTORY OF VITEBSK SYNAGOGUES

Vera Shufel
ABOUT WHAT HAPPENED…

Irina Levikova
IT SEEMED THAT THIS KIND OF LIFE IS FOREVER

Eduard Menakhin
THE MENAKHINS

Pavel Mogilevsky
MY GREAT GRANDMOTHER

Arkady Shulman
THE KEEPER OF FAMILY MEMORIES

Arkady Shulman
THE LIOZNIANSKYS

Mikhail Matlin
THE MATLINS

Lev Polykovsky
STORY OF A FAMILY FROM VITEBSK

Vladimir Kostukevich
GIRL FROM GHETTO

Polina Falikova
STORY OF A FAMILY

Memories of Raisa Yalova

Vera Knorring
FOLKLORE RESEARCHER FROM VITEBSK

Arkady Shulman
UNUSUAL BIOGRAPHY

Arkady Shulman
MEMORIES OF CHILDHOOD IN THE WAR

Memories of Igor Abramovich Baranov

I met Igor Abramovich Baranov in Vitebsk charitable organization “Hasdei David”, which provides support to war veterans, former ghetto prisoners and handicapped people.
Igor Abramovich put his walking stick in the corner, took out photos out of his bag and we started talking.

Igor Abramovich Baranov. 2007.
Igor Abramovich Baranov. 2007.

- I did not get to sleep at night. As soon as I closed my eyes, I saw the ghetto, - he said.

- How old were you back then? – I ask.

- I was born in Vitebsk in 1931. My father’s name was Abram Shmuilovich and he was a factory worker. Mother, Lia Izrailevna, worked as a shop assistant.

We lived in Vitebsk until 1941. I finished two grades at school. On July 4th, 1941 father went to work and was given a call-up paper to the military registration office. He came back home to say goodbye to us, took off his hat and put it onto my head. He left and we never saw him again.

We wanted to evacuate, so my mother, sister (Pasha Abramovna Baranova, born in 1935) and I headed for the railway station. My grandmother, cousin, father’s aunt also went with us. All in all there were eight people. When we were at the station we overheard conversations that the war would soon end and believed that. That was why we turned back and stayed in Vitebsk. Very soon we realized that information was wrong. Many families who believed that and stayed were killed.

On July 7th or 8th we made a decision to leave Vitebsk. This time we walked. The city was on fire, buildings were falling, and public transport did not function any longer. The shops were open but the shop assistants had left. People were scattering in different directions. The city was in panic.

We decided to walk towards Usviaty. Why did we choose that place specifically? My aunt’s husband, Haim Mikhailovich Sandler was a director at a factory. His parents lived in Usviaty. He was an educated and competent person; everyone in the family trusted his opinion. He asserted that the war would be short, the Germans would soon be defeated (everyone seemed sure about that) and we needed to move to Usviaty temporarily until the war was over. “They cannot get us in Usviaty, - he used to say. – the Germans are not interested in small towns and villages.”

So we walked and Sandler followed us. I think it took us three days to get to Haim’s parents. As soon as we got there he immediately wantd to go back to Vitebsk – he was a factory director and he had no right to leave the city. He was a very responsible man. Despite being told that everyone had left Vitebsk he made up his mind to go back. He left Usviaty but had to return – all the roads were blocked by fascists.

Our plan was to leave Usviaty and move eastwards after getting some rest. However, on July 13th, 1941, I clearly remember that day - we were sitting by the window and suddenly saw two armored cars with Germans – they occupied the village. We had to stay in Usviaty.

Abram and Lia Baranov.
Abram and Lia Baranov.

We lived with Haim Sandler’s parents – they had their own house. His mother’s name was Hana, father’s – Mikhail. Eight people from Vitebsk lived in that house.

Soon a ghetto was established. There is a lake on the outskirts of Usviaty. There are four streets there: Malaya Naberezhnaya, Gorky, Gvardeiskaya and 25 let Oktiabria. They form a square. The Russians living there had to move out, while we were made to settle in their houses. Then we were made to fence the ghetto with barbed wire.

We were not given any food. The Sandlers had some reserves but they quickly ran out. We were exchanging clothes for food or begged the locals to give us some food.

The Germans came to the ghetto to rob and take things that attracted their attention.

I remember there was a Jewish woman from Minsk in the ghetto, a blacksmith and his wife. When the ghetto was being established they decided to hide in the forest. After spending days wandering, living in the woods and vain hopes to find shelter they had nothing left to do but come back to Usviaty. It was a Sunday. They were taken to a field. The woman’s son said to a policeman: “Please, don’t kill me.” The man just hit the boy on the stomach with his boot as hard as he could. Then he shot the woman herself and the blacksmith with his wife. The blacksmith’s kids were saved by a Russian woman. They lived in Leningrad after the war.

Aunt Eva Sandler.
Aunt Eva Sandler.

The following day a 75-year-old Jewish man also came back to the village and nobody gave him away. So he survived.

The Germans frequently organized demonstrative executions to keep the people in constant fear.

Jews had to wear a white stripe with a yellow Magen David on their sleeves. Everyone from the age of 13 had to have one. They threatened to murder everyone who would be seen without it.

Adults: mother, aunt Eva (Haim Sandler’s wife), grandmother Sora were made to work for the Germans. The ghetto residents usually were forced to perform useless exhausting work. For instance, they had to carry logs from one place to another. They cleaned streets. Mother said she was made to carry logs which a healthy man would not lift.

We had no firewood in the ghetto – the winter of 1941 was severe, the temperatures reached minus 35 degrees. The ghetto residents made firewood, but only the Germans could use it. Once, we could not stand it any more. My sister and I left the ghetto and walked to the apartment where the Sandlers used to live. We intended to get some firewood. There we saw a German.

- Jude? – he asked.

My sister ran away and I stayed. The German approached me and hit me on the back with a boot. I did not feel any pain at first but then could not walk for two weeks.

We had our photo album that we had brought from Vitebsk. Once, when the Germans came to rob us they came across it, saw my father in the military uniform and asked: “Is he a partisan?” It took us a while to explain to him that it was a pre-war photo and that my father was in no way related to the partisans. We hid all our albums under the house after that incident. Unfortunately we could not find them later.

Haim Mikhailovich Sandler was a communist; they say he also had connections with the local partisans.

On Novermber 6th or 7th, 1941 he and three other men were taken to work, never to come back again. They were shot by the commandant’s office. Someone had informed the Germans those people were communists.

There was another communist in the ghetto, Baskin. His wife was Russian. When the Germans came he hid in the forest. They say he killed a German soldier there. His wife was pregnant and left to stay with her mother. Every once in a while Baskin came to see her and the local policemen found that out. He was caught and beaten black and white. They tortured him trying to find out who had been concealing him. He did not utter a word. He was hanged on November 7th, 1941.

On November 9th, 1941, no one was taken to work. At once we realized we were going to be executed. A German punitive squad arrived. The Germans set machine guns in the corners of the ghetto. Our house was located by the ghetto gates, by the lake. The policemen stood at the gates and did not let anyone out.

The Baranov family.
The Baranov family.

We were all taken to a field. They ordered men and women to stand separately. I looked older than my age and was going to join the men but my mom took me by the hand and said: “If it is our fate, let them shoot us together.”

Men and young women without children were left on the field while the rest were taken back to the ghetto. The men were shot. The documents state that 34 people were murdered on that day, but I consider there were more.

Baskin’s relatives did not come to the field. The commandant called my mother and told her: “Go get them”. Mother had nothing to do but run. Another German saw her running and thought she was trying to escape. He shot and missed. The commandant then told him it was his order.

Mother called the Baskins to the field. The women were killed at once, Baskin’s father was wounded. He was shouting: “Jews, save me!” But everyone was too scared to help. A policeman finally came up to him and shot him.

The old people and women were ordered to dig the ground (which was frozen) and bury the bodies. In spring the lake always rose and the water reached that place where the Germans ordered to make the mass grave. Usviaty residents used the lake water for cooking and other purposes, so they started shouting. The Germans realized it could invoke epidemic, so they ordered to gather the old people and women once again and open the graves. The frozen grave was re-opened and the remains reburied. Policemen brought horses, loaded the corpses into the carts, like rails, and transported them to the Jewish cemetery.

The corpses were not decomposed yet due to the frost. So when they were brought to the cemetery, the victims’ relatives brought white shrouds to wrap the bodies into. It was a bright sunny day and the dead were lying as if they had fallen asleep. The wind moved their hair. It was an awful sight.

There was a Jewish woman from Vitebsk in our ghetto. She had two kids aged 15 and 10. The 15-year-old was on a field and the 10-year-old hid under a stove. The elder son was shot, so his mother dashed back to save the younger one. The younger boy got scared and ran out of the house. That very moment a German was passing the house and shot the boy.

Another Jewish woman had a goat. Her Russian neighbor was brave enough to come to the ghetto, even though it was strictly forbidden, and said: “Hana, give me your goat. You will be shot tomorrow”. Hana replied: “You will take it after we are shot”.

On January 28th, 1942, we were still expecting death. Suddenly we heard a knock on the door. We were certain there would be policemen or Germans. Hana Sandler went to open the door. Then we heard her shouting. She ran in: “It’s our soldiers!” Would you believe it? We could not believe, either. Then we found out that Usviaty had been attacked by a group of Soviet soldiers and the Germans ran away. Only two Germans were left – they were spending a night with prostitutes. The neighbors showed where they were and the “amative” Germans were shot.

The soldiers spent the night in the village. Some of them stayed in our house as well. We gave them our bed and slept on the floor. Right by our house there was an army cookhouse and we were fed.

This is how we lived until March 14th, 1942. The front line was 1.5 kilometers away from our house and there were rumors that Germans could invade Usviaty again. Therefore an order was issued to evacuate everyone. On that day we were driven to a village. I can still remember that evening really well. It was very frosty even though it was springtime. The moon was really bright.

The about twenty people, including our family, walked eastwards. At some point we were stopped and checked. Then we went to Bashkiria.

In 1944, when Smolensk was liberated, we came back. We lived in Pochinka, worked on a collective farm and then returned to Vitebsk in August, 1944. I studied at school and later worked in a shoe factory.

Two memorials were set up in Usviaty to the Jews executed by fascists: one - in the ghetto itself and the other – in the Jewish cemetery.

At the end of our conversation Igor Abramovich told me another story, both funny and hortative:

- When I was born my parents named me Israel. But in 1986 my daughter asked me to change my name. She said she would not be able to enter a university with such a patronymic. What could I do? I changed my name and became Igor. Then my daughter moved to Israel at the beginning of the 90s. Now she is writing that she is not considered Jewish because she does not have the original documents with her first patronymic. She only has the documents with the new name. So, now I have to go to different institutions and collect papers to prove that I once was Israel to send them to the country with the same name.

Еврейское местечко под Минском


Jewish settlements in Vitebsk region

Vitebsk Albrehtovo Babinovichi Baran Bayevo Begoml Beshenkovichi Bocheikovo Bogushevsk Borkovichi Braslav Bychiha Chashniki Disna Dobromysli Dokshitsy Druya Dubrovno Glubokoye Gorodok Kamen Kohanovo Kolyshki Kopys Krasnopolie Kublichi Lepel Liady Liozno Lukoml Luzhki Lyntupy Miory Obol Oboltsy Orsha Osintorf Ostrovno Parafianovo Plissa Polotsk Prozorki Senno Sharkovshina Shumilino Sirotino Slaveni Smolyany Surazh Tolochin Ulla Verhnedvinsk Vidzy Volyntsy Yanovichi Yezerishe Zhary Ziabki

© 2009–2010 Center «My shtetl»
Reprinting permitted ONLY to Internet editions and ONLY with an active link to website «My shtetl»
Email us: mishpoha@yandex.ru

Поиск по сайту

 RUS  |   ENG 

Михаил Ривкин, Аркадий Шульман
«ПОРОДНЕННЫЕ ВОЙНОЙ.»

Воспоминания Каим Л. Г.

Воспоминания Зиберт Е. Н.

Воспоминания Ивановой И. Г.

Воспоминания Баранова И. А.

Аркадий Шульман
«Я ПРОШЕЛ КРУГАМИ АДА…»

Людмила Хмельницкая
«ИЗ ИСТОРИИ ВИТЕБСКИХ СИНАГОГ»

Ирина Левикова
«КАЗАЛОСЬ, ЧТО ТАКАЯ ЖИЗНЬ – НАВСЕГДА»

Открытие Мемориального знака памяти узников Витебского гетто. 25 июня 2010 г.

Эдуард Менахин
«МЕНАХИНЫ»

Аркадий Шульман
«ХРАНИТЕЛЬ СЕМЕЙНОЙ ПАМЯТИ»

Воспоминания Яловой Р. Х.

Вера Шуфель
«О ТОМ, ЧТО БЫЛО…»

Павел Могилевский
«МОЯ ПРАБАБУШКА»

Аркадий Шульман
«СЕМЬЯ ЛИОЗНЯНСКИХ»

Александр Коварский
«МОЙ ОТЕЦ БЫЛ САПЁРОМ»

Михаил Матлин
«СЕМЬЯ МАТЛИНЫХ»

Лев Полыковский
«ИСТОРИЯ ВИТЕБСКОЙ СЕМЬИ»

Полина Фаликова
«ИСТОРИЯ ОДНОЙ СЕМЬИ»

Владимир Костюкевич
«ДЕВОЧКА ИЗ ГЕТТО»

Вера Кнорринг
«ФОЛЬКЛОРИСТ ИЗ ВИТЕБСКА»

Аркадий Шульман
«НЕОБЫЧНАЯ БИОГРАФИЯ»

Аркадий Шульман
«ВСПОМИНАЯ ВОЕННОЕ ДЕТСТВО»

Жерновков Сергей
«ИОСИФ ТЕЙТЕЛЬБАУМ»

Яков Басин
«ХЕДЕРЫ НА СКАМЬЕ ПОДСУДИМЫХ»

Марк Папиш
«ДОРОГА ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ»

Ефим Гольбрайх
«БЫЛОЙ ВОЙНЫ РАЗРОЗНЕННЫЕ СТРОКИ»

Воспоминания Я. Михлина.

Борис Бейнфест
«О МОИХ ВИТЕБЛЯНАХ»

Инта Серебро
«НА ВОЙНЕ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ НЕ СТРАШНО»

Ирина Азевич
«ТАК СРАЖАЛИСЬ ГВАРДЕЙЦЫ»

Александр Блинер
«МОЯ СЕМЬЯ»

Юрий Ивановский
«О МОЕЙ БАБУШКЕ»

Белла Дукаревич
«ЕЖЕДНЕВНО ВСПОМИНАЮ О НИХ»

Владимир Пескин
«СЕМЬЯ ГЕРОЕВ»

Григорий Аронов
«ПАМЯТИ ОТЦА»

Залман Шмейлин
«АВТОПОРТРЕТ НА ФОНЕ…»

Мария Конюкова
«ВНУЧКА И ДОЧЬ МЕДАЛЬЕ»

Дина Каим
«ПОД ЕЕ РУКОВОДСТВОМ ИЗГОТАВЛИВАЛИ ПЕРВЫЙ ПЕНИЦИЛЛИН В СССР»

Анатолий Хаеш
«МОЯ БАБУШКА ФРЕЙДА ШЕВЕЛЕВА, ПО МУЖУ – ИГУДИНА, ЕЕ СЕМЬЯ И ПОТОМКИ»

Вера Ключникова
«МОЯ ЖИЗНЬ»

Роза Левит
«НАЧНУ С НАЧАЛА ПРОШЛОГО ВЕКА»

Сьюзан Левин
«ВСПОМИНАЯ ВИТЕБСКИХ ПРЕДКОВ…»

Аркадий Шульман
«НОВАЯ СИНАГОГА В ВИТЕБСКЕ»

И. Смирнова
«ЗАБЫТЫЙ ФОЛЬКЛОРИСТ ИЗ ВИТЕБСКА»

Яков Шейнин
«ШОЛОМ-АЛЕЙХЕМ В ВИТЕБСКЕ В 1908 ГОДУ»

Константин Карпекин
«ЧТОБЫ ВСЕ МОГЛИ УЧИТЬСЯ»

Р. Мордехай Райхинштейн
«РАВВИНЫ ВИТЕБСКА ДО ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА»

РОЗЫСК РОДСТВЕННИКОВ

Григорий Лесин
«Я ПОМНЮ»

Михаил Ханин
«ГВАРДИИ СТАРШИЙ ЛЕЙТЕНАНТ ИСААК ХАНИН»

Нисон Йосфин:
«А Я УПРЯМЫЙ»

«ВОСПОМИНАНИЯ О ПОГРОМЕ В НОВКЕ»

Михл Вышецкий
«ЭТО ЖИЗНЬ!»

Наталия Крупица
«БЕЛАРУСЬ-ИЗРАИЛЬ: УЧИТЕЛЬ МАРКА ШАГАЛА И ТАЙНА СЕМЕЙНОЙ РЕЛИКВИИ»

«ХРАНИТЕЛИ ПАМЯТИ. ЭПИЗОДЫ. ВИТЕБСК». Видео.

Витебск в «Российской еврейской энциклопедии»


Воспоминания Игоря Абрамовича Баранова

С Игорем Абрамовичем Барановым мы встретились в Витебской благотворительной организации «Хасдей Давид», которая оказывает помощь ветеранам войны и труда, узникам гетто и инвалидам.
Игорь Абрамович поставил в угол комнаты палочку, без нее ему ходить трудно, достал из сумки фотографии, документы и мы стали беседовать.

Игорь Абрамович Баранов. 2007 г.
Игорь Абрамович Баранов. 2007 г.

– Сегодня всю ночь не спал, как закрою глаза, сразу вижу гетто, – сказал Игорь Абрамович.

– Сколько же Вам было тогда лет? – спрашиваю я.

– Я родился в Витебске в 1931 году. Отец был рабочий на фабрике «Знамя Индустриализации». Его звали Абрам Шмуйлович. Мама Лия Израилевна работала в магазине продавцом. Мне дали имя по дедушке.

В Витебске мы жили до 1941 года. Я успел окончить два класса школы. 4 июля 1941 года отец пошел на работу, и там ему вручили повестку на призывной пункт. Он вернулся домой, попрощался с нами, снял фуражку – одел мне на голову, сунул руки в карманы и пошел. Больше мы его не видели.

Мы хотели эвакуироваться, пошли на вокзал с мамой, сестрой (она с 1935 года – Паша Абрамовна Баранова), бабушкой, двоюродной сестрой, теткой отца – всего нас было восемь человек. На вокзале услышали разговоры, что американцы открыли второй фронт, и скоро конец войне. Мы поверили (многие поверили в это) и вернулись обратно домой. Очень скоро выяснилось, что это слухи, кто их распускал – то ли провокаторы, то ли люди выдавали желаемое за действительное – но многие семьи из-за этого не смогли уйти из города и погибли здесь.

7 или 8 июля мы все же решили уйти из Витебска пешком. Город уже горел. От пожара рушились, и падали крыши домой. Общественный транспорт уже не работал. Магазины были открыты, но в них не было продавцов. Люди шли, куда глаза глядят. Гражданские, военные – все смешались в одной многотысячной толпе. В городе отсутствовала какая-либо власть. И началась паника.

Мы пошли на Усвяты. Почему решили идти именно туда? У моей тетки муж был директором ватино-ватной фабрики – Хаим Михайлович Сандлер. Его родители жили в Усвятах. Он был образованным, авторитетным человеком. В семье его мнение было главенствующим. Сандлер сказал, что война будет длиться недолго, немцев разобьют (все были в этом уверены), а это время надо переждать в Усвятах. Потом мы вернемся в Витебск. «В Усвятах вас не тронут, – так он говорил. – В маленьких местечках немцам, если они туда доберутся, делать будет нечего».

Мы отправились пешком, и Сандлер шел вместе с нами. Шли мы, по-моему, трое суток, через Сураж, на пароме переплыли реку Западная Двина. Хаим Михайлович привел нас в дом родителей и хотел тут же вернуться в Витебск. Он же был директором фабрики, членом партии и не имел право без разрешения городского начальства покидать Витебск. Кроме того, Хаим Михайлович был очень ответственный человек. Ему говорили, что все городское начальство уже покинуло Витебск. Но он твердо решил идти. Вышел из Усвят, но вскоре вернулся обратно. Все дороги уже были перерезаны фашистами.

Абрам и Лия Барановы.
Абрам и Лия Барановы.

Мы хотели из Усвят идти дальше на восток, думали, отдохнем чуть и пойдем. Но 13 июля 1941 года, я помню этот день, мы сидели и в окно смотрели, вдруг видим, по улице едут два броневика – немцы заняли местечко, и мы остались в Усвятах.

Жили у родителей Хаима Сандлера, у них был свой дом. Мама Сандлера – Хана, отец – Михаил. Там жило восемь человек из Витебска.

Через некоторое время немцы сделали гетто. На окраине Усвят есть озеро и там четыре улицы: Малая Набережная, Горького, Гвардейская и 25 лет Октября. Они как бы квадрат образуют. Немцы русских переселили в еврейские дома, а нас всех перевели на эти улицы жить. Потом колючей проволокой мы сами огородили этот участок. Немцы и полицаи смотрели и указывали, как надо работать.

Продовольствия немцы не давали. Были у Сандлеров кое-какие запасы, но они быстро иссякли. Мы выменивали у людей продукты на вещи. Или выпрашивали еду у местного населения. Если это удавалось, был счастливый день.

Немцы приходили в гетто: грабили, забирали то, что им приглянется.

Я помню, в гетто была еврейка из Минска, и кузнец с женой. Когда переселяли в гетто, они решили уйти в лес. Ходили-ходили, то в лесу жили, то по деревням странствовали, местные боялись, и их никто к себе не взял. Они вернулись обратно в Усвяты. Было воскресенье. Их вывели в поле. Мальчик, сын женщины из Минска, сказал полицаю: «Дяденька, не убивайте меня». Полицай в ответ ударил мальчика со всей силы сапогом в живот. Потом застрелили женщину и кузнеца с женой. Детей кузнеца спасла русская женщина. Они после войны жили в Ленинграде.

Назавтра в гетто вернулся 75-летний еврей, его никто не выдал, и он тихо жил.

Тетя Ева Сандлер.
Тетя Ева Сандлер.

Немцы часто устраивали показательные казни, чтобы держать людей в страхе. Однажды на поле вывели и расстреляли орденоносца-еврея.

Евреи носили на рукаве белую повязку и на ней – желтый магендовид. Надо было носить всем, начиная с тринадцати лет. Если увидят без повязки – застрелят.

Взрослых: маму, тетю Еву (жену Хаима Сандлера), бабушку Сару немцы гоняли на работы. Детей не трогали. Узники гетто большей частью выполняли бесполезную, но очень тяжелую, работу. Например, переносили бревна с одного места на другое. Убирали улицы. Мама рассказывала, что она таскала бревна, которые здоровый мужик не поднимет. Дрова пилили, рубили.

В гетто не было чем топить дома, а зима 1941 года была суровая, морозы доходили до 35 градусов. Узники гетто заготавливали дрова, но только для немцев, Однажды мы не вытерпели и пошли с сестрой за пределы гетто на старую квартиру Сандлеров за дровами. Там оказался немец.

– Юде? – спросил он.

Сестра убежала, я остался. Немец подошел и сапогом меня под зад ударил. Я вначале боли не чувствовал. Домой побежал. А потом две недели ходить не мог.

Мы из Витебска альбом с фотографиями забрали. Он у нас был в Усвятах в гетто. Однажды немцы пришли грабить, и наткнулись на этот альбом. Увидели моего отца в кителе и сразу спрашивают: «Партизан?» Мы долго объясняли, что это довоенный снимок и к партизанам отец не имеет никакого отношения. Но после этого случая мы и свой альбом, и Сандлеров альбом спрятали под дом. Потом хотели достать, но их снегом засыпало, и мы ничего не нашли.

Хаим Михайлович Сандлер был коммунистом (партбилет он спрятал в доме). Говорили, что был связан с партизанами.

6 или 7 ноября 1941 года немцы четырех человек забрали на работу, в том числе и его. Они обратно уже не вернулись. Их расстреляли на том месте, где была комендатура (сейчас там милиция). Кто-то сообщил немцам, что они были коммунисты, и их в годовщину Октябрьской революции казнили.

Был в гетто Баскин, тоже коммунист, жена у него была русская, сама из деревни. Когда пришли немцы, он в лесу спрятался. Говорят, что какого-то немца поймал там и убил его. Жена была беременная, ушла к матери в деревню. Нет-нет, да и наведывался Баскин к жене. Полицаи доложили, что он приходит в деревню. Устроили засаду и Баскина поймали. Избили до полусмерти, пытали, хотели, чтобы он рассказал, кто ему помогал прятаться. Он молчал. 7 ноября 1941 года его повесили.

А 9 ноября 1941 года никого на работу не погнали. Мы сразу подумали, что нас будут расстреливать. Пришли немцы, карательный отряд, и по углам гетто поставили пулеметы, а мы как раз жили в крайнем доме, рядом были ворота и они выходили на озеро. Полицаи у ворот стояли и никого не выпускали.

Всех нас на поле вывели и сказали: «Мужчины – отдельно, женщины – отдельно». Я был рослый, выглядел на все шестнадцать лет, хотя мне было всего одиннадцать. Я хотел пойти к мужчинам, а мама взяла меня за руку и говорит: «Если суждено, пускай расстреляют вместе».

Немец ходил вдоль строя, посмотрит и идет дальше, снова посмотрит и идет дальше. Комендант в очках был, хоть сейчас бы узнал его, он у меня перед глазами стоит до сих пор.

Семья Барановых.
Семья Барановых.

На поле оставили мужчин и молодых женщин без детей. Остальных обратно в гетто загнали. Мужчин расстреляли. В документах значится, что тогда казнили 34 человека, но я думаю, было больше. На поле не пришли отец Баскина, его мать и сестра. Комендант мою мать подозвал и говорит: «Иди и позови их». Мама побежала, а куда денешься. Другой немец увидел бегущую женщину, подумал, что убегает – стрельнул, но не попал. Комендант хлопнул в ладоши, и что-то сказал, мол, это я приказал.

Мама позвала Баскиных на поле. Женщин убили на месте, а отца Баскина ранили. Он кричал: «Идн ратавет мир» (Евреи, спасите меня – идиш). Но все боялись помочь ему. Подошел к Баскину полицай и застрелил его.

Дали команду, старикам и женщинам долбить землю (мороз стоял крепкий) и закопать расстрелянных. Весной озеро должно было разлиться, и вода дошла бы до того места, где закапывали убитых. А жители Усвят набирали воду из озера для приготовления пищи, для хозяйственных нужд. Они подняли шум. Немцы испугались, что может быть эпидемия. Приказали – снова собрать стариков и женщин. Земля промерзшая, ее рубили топорами, откапывали могилы и перезахоранивали трупы. Полицаи пригнали лошадей. Трупы клали на телеги, как шпалы, и отвозили на еврейское кладбище.

Трупы на морозе не успели разложиться. Когда отвезли на кладбище, родственники погибших принесли белые ткани, постелили и положили на них трупы (хоронили в саванах, по еврейскому обычаю). День был солнечный, яркий. И мертвецы лежали, как будто уснувшие живые люди. Ветерок шевелил их волосы. Страшно было смотреть.

Была в гетто витебская еврейка. У нее двое детей: 15 и 10 лет. 15-летний пошел на поле, а 10-летний спрятался под печкой. Старшего расстреляли на поле, мама бежала обратно, хоть бы младший остался в живых. А младший сын испугался и выскочил из дома. В это время немец шел и около самого дома застрелил 10-летнего мальчика.

Одна еврейка каким-то образом умудрилась в гетто держать козу. Русская соседка не побоялась придти в гетто, хотя это запрещалась, и сказала: «Хана, отдай мне козу. Завтра вас расстреляют». Хана ответила: «Когда расстреляют, тогда заберешь».

28 января 1942 года мы снова ждали смерти. И вдруг ночью стук в дверь. Подумали за нами пришли немцы или полицаи. Хана Сандлер пошла открывать дверь. И вдруг крик в сенях. Вбегает Хана: «Наша пришли». Вы поверили бы? И мы не поверили. Оказывается, в Усвяты ворвалась группа красноармейцев-разведчиков, и немцы разбежались. Только два немца остались у проституток. Соседи показали, где они находятся и любвеобильных немцев расстреляли.

Красноармейцы остановились на ночлег по домам. Были и у нас. Мы спали на полу, а все кровати отдали им. Как раз напротив нашего дома стояла армейская кухня. Нас накормили, но мы боялись много кушать.

Так жили до 14 марта 1942 года. От нашего дома до фронта было всего 1,5 километра. Говорили, что немцы опять нажмут, снова вернуться в Усвяты, и приказ был всех эвакуировать. Нас на подводах, человек 30 вывезли в деревню. Помню тот вечер. Хоть и весна уже, но мороз стоял большой. И на небе была яркая-яркая луна.

Потом человек двадцать, в том числе и наша семья, пошли пешком дальше на восток. Наткнулись на шлагбаум, и охрана возле него стоит. Нас завели в дом, мы там сидели два или три дня, нас проверяли. Потом отпустили. Мы поехали дальше в Башкирию.

В 1944 году, когда освободили Смоленск – вернулись. В Починке жили, в колхозе работали, а в августе 1944 года приехали в Витебск. Учился я в школе. В 1947 году пошел работать в обувную артель, окончил курсы модельеров в Москве. Мастером в училище работал, потом – на фабрике индпошива обуви.

В Усвятах на одной из улиц бывшего гетто и на кладбище установлены памятники евреям, зверски убитым фашистами.

Уже в конце нашей беседы Игорь Абрамович рассказал мне историю, которая показалась и забавной и поучительной:

– Родители дали мне имя Израиль. Но в 1986 году дочка попросила, чтобы я сменил имя, иначе с отчеством Израильевич в институт не поступишь. Что делать? Я поменял имя на Игорь. В начале 90-х годов дочка уехала в Израиль на постоянное место жительство. Сейчас она мне пишет, что ее и там не хотят считать еврейкой, потому что у нее нет оригинальных документов, которые дают при рождении, а есть только те, которые выдали после того, как я поменял имя. Видите, как бывает. Сейчас я снова хожу по всяким учреждениям, конторам, собираю справки, что когда-то я был Израилем, чтобы отправить их в страну с одноименным названием.

Вот такая беседа состоялась у меня, Аркадия Шульмана, с малолетним узником гетто, ветераном труда Игорем Абрамовичем Барановым.

Еврейское местечко под Минском


Местечки Витебской области

ВитебскАльбрехтовоБабиновичиБабыничиБаевоБараньБегомль Бешенковичи Богушевск БорковичиБоровухаБочейковоБраславБычихаВерхнедвинскВетриноВидзыВолколатаВолынцыВороничи Воропаево Глубокое ГомельГородок ДиснаДобромыслиДокшицыДрисвяты ДруяДубровноДуниловичиЕзерищеЖарыЗябки КамаиКамень КолышкиКопысьКохановоКраснолукиКраснопольеКубличи ЛепельЛиозноЛужкиЛукомльЛынтупыЛюбавичиЛяды Миоры ОбольОбольцы ОршаОсвеяОсинторфОстровноПарафьяновоПлиссаПодсвильеПолоцк ПрозорокиРосицаРоссоны СенноСиротиноСлавениСлавноеСлобода СмольяныСокоровоСуражТолочинТрудыУллаУшачиЦуракиЧашникиЧереяШарковщинаШумилиноЮховичиЯновичи

RSS-канал новостей сайта www.shtetle.co.ilRSS-канал новостей сайта www.shtetle.co.il

© 2009–2010 Центр «Мое местечко»
Перепечатка разрешена ТОЛЬКО интернет изданиям, и ТОЛЬКО с активной ссылкой на сайт «Мое местечко»
Ждем Ваших писем: mishpoha@yandex.ru