Website search

 RUS  |   ENG 

Arkady Shulman
FIFTY NINE YEARS LATER

Rahmil Beilinson
DESTINY

Anton Paraskevin
A DAWN THAT TURNED INTO STONE

Anton Paraskevin
NUMBER 317

Konstantin Karpekin
JEWS AND THE SOVIET POWER IN THE TOWN OF SIROTINO

Gleb Zapalsky
THE MANEVICH FAMILY: BLACKSMITHS FROM SIROTINO

Klara Mindlina
THE STORY OF A MEMORIAL

Maya Sherbakovskaya
HE WAS A KIND, CLEVER AND CHEERFUL PERSON

A DAWN THAT TURNED INTO STONE

November 18th, 1941 was a tragic date for Sirotino. On this day its 316 Jewish residents were executed by Nazis.

Lazar Massarsky at the age of 10. Shot on November 18<sup>th</sup>, 1941.
Lazar Massarsky at the age of 10.
Shot on November 18th, 1941.

It was a cold May of 1941. The spring was already there but a northerly wind was still blowing, stealing all the warmth. It took over the streets and alleys in Sirotino and knocked at all the doors and windows.

Lazar became a sixth grade student. His exams were over and ahead of him was a summer – a wonderful time for every teenager, when one can play with a ball, go fishing and flow kites. Lazar was especially keen on kiting.

Lazar did not much even pay attention to the cold wind – he just needed to put on warmer clothes and the problem was solved. The first month of the summer also turned out to be chilly but the teenagers did not care what the weather was like. And then, as soon as it became warmer and the real summer set in, nobody noticed it.

“The war!” – shouted the loudspeakers. “The war!” – wailed the women. Fear settled in people’s hearts. Life in Sirotino stopped in expectations of something horrible.

As soon as people heard that the German Army had already reached Polotsk, crowds of refugees began travelling towards Gorodok – it was easier to reach Smolensk from there. Everyone thought Smolensk was safe – a lot of enemies had been defeated in the stone walls of the ancient town.

Not everyone made a decision to leave – the Massarsky family, for instance, was among those, who decided to stay in Sirotino. Lazar, like most teenagers, was not particularly worried: the war was for adults, not for him. But after the town had been bombed by German planes – everyone realized the war would be merciless.

Then the Germans invaded Sirotino – one could hear the crackling sounds of motorcycles and foreign speech everywhere. The new authority declared a new order. Sirotino was headed by a German commandant Spiegel. Soon he assembled the first police detachment, made up of 22 local residents. How did these people start hating the Soviet authority so strongly?

- Some people had been deprived of their land, some had been sent to Siberia, some to camps, - recalls Lidia Stepanovna Suhanova. – But there was no such reason that could justify the murders. Danila Borovikov became the head of the police detachment. Before the war he had been in prison…

Ruvim Lazarevich Massarsky with his wife Nadezhda Mikhailovna, at the place of execution of his relatives in Sirotino. The memorial was set up in 1957.
Ruvim Lazarevich Massarsky with his wife Nadezhda Mikhailovna,
at the place of execution of his relatives in Sirotino.
The memorial was set up in 1957.

In November, 1941 a census of the Jewish population was held and then there were rumors that Jews would be exiled. Those, who had relatives or friends in remote villages, began leaving the place secretly. But they were not many. In the middle of November a group of Jews, about 100 people, was brought to Sirotino from Obol and settled in Zarechie. The locals became worried again: “the Nazis are planning something bad!”

The morning of November 18th was frosty. It was almost dawn when the Jewish residents were forcefully driven out of their houses and formed into a column. The people were asking the policemen: “Where are you taking us?” – “To a meeting, - they replied, - to Pligovki village.” “But we can hold a meeting here”, - said the astonished people. “Where? Outside here? In the frost? – they said – In Pligovki they have big barns. There are 300 of you here!”

The people were then made to walk towards Pligovki. “Something is wrong here, - the people said. – there are no barns in Pligovki.” Danila Borovikov was at the head of the column.

Lazar was in the middle of the column with his mother. A girl named Bela was walking next to them with her relatives. She was eight. “Mom, where are they taking us?” – she was crying because she was sleepy. Her mother tried to calm her down and said they were going to a meeting. Lazar became impatient, too. “When will this meeting start? I am cold!”

His mother, a young woman of about 30 also tried to reassure him not to worry, hiding the tears in her eyes. But the boy noticed it and asked: “Why are you crying?” – “I am not crying, son, this is the frost,” – she hugged him. A young policeman Lesha, who was walking next to them, ran to his head and inquired: “Are we really taking them to a meeting?” Danila grinned and threw away his cigarette. “Sure. We will gather them and elect a presidium with Death at the head. Death will hold the meeting, - Danila laughed loudly and yelled at him – “you keep walking and looking after the column. Don’t ask me questions!”

An old woman, Hana-Reiza, who was also at the head of the column, stopped when they climbed a hill and she saw piles of fresh ground, which had been dug out. She screamed: “People! We are being taken to a ditch! Run, everyone!”

The memorial in Sirotino was set up by Mikhail Naumovich Rutkin. The memorial was designed by Boris Yakovlevich Hesin and set up in 1998.
The memorial in Sirotino
was set up by Mikhail Naumovich Rutkin.
The memorial was designed
by Boris Yakovlevich Hesin
and set up in 1998.

The column broke and people dashed in different directions. But then the policemen started shooting and they came back into the column. Two policemen took Hana-Reiza’s body to the roadside.

Meanwhile, a German car arrived and armed Germans started coming out.

… The huge black ditch looked like it was breathing. People still could not believe they would be shot. They were still hoping… “Mom, take me into your arms,” – Bela began crying. Her mother strictly hushed her and thought silently: “You are not tall enough. Maybe the bullets will miss you…” Lazar stared at the ditch, refusing to understand anything.

…The fire hit abruptly. The deathly fire lasted a moment. “What is happening to me? – Lazar wanted to scream but everything around him seemed to have turned into stone: the dawn with its sun, the trees, the fields and the clouds. It was impossible to move, even make a step, in this stone dawn. Lazar looked into the dawn’s stone eyes and there, far in the sky, he spotted a kite, which was flying away.

The Germans left. Danila Borovikov was complaining: “This is not fair – they shot and we have to do the rest of the job.” Then he anglily ordered his subordinates to fill the grave up.

Suddenly they saw something moving in the corner of the grave. Bela crawled from under the dead bodies and, crying, begged them to let her go and hide in the forest. “Sure, I will let you hide, - muttered Danila with anger, - let me just take my gloves off.” He took a spade and lifted it high above the girl’s head…

On that morning only one Jew was not shot – a woman called Riabiniha. She was in Shumilino at that time.

- Who was she, Riabiniha? – I inquired.

- I do not really know. It was her nickname. As soon as she heard about the execution she came to the ditch. Next to the ditch she saw a boulder. She lay on it and said: “I want to die here.” People brought her clothes and food but she would not get up. She died there of grief. All her relatives were lying in the grave next to her. The spot, where Hana-Reiza was shot, was named after her. The old people know this spot…

65 years have passed since the tragic day.

Not so long ago I was in Vitebsk archives and found out that before the war the head of the synagogue community in Shumilino was David Rabinovich. This is where the nickname Riabiniha came from – she was David’s wife…

Anton Paraskevin,
Newspaper “Geroy pratsy”,
November 24th, 2006.

P.S. After the article had been published in the newspaper, its author, having met some witnesses of those terrible events, learned that the execution in Sirotino took place at 4 p.m., not at dawn.
About the author: Anton Paraskevin (Victor Vasilievich Ulutenko), head of therapeutic department in Shumilino hospital. Historian, writer, author of a number of articles. Member of the Journalists’ Union of Belarus. He is currently writing a book about the history of Sirotino.

Еврейское местечко под Минском


Jewish settlements in Vitebsk region

Vitebsk Albrehtovo Babinovichi Baran Bayevo Begoml Beshenkovichi Bocheikovo Bogushevsk Borkovichi Braslav Bychiha Chashniki Disna Dobromysli Dokshitsy Druya Dubrovno Glubokoye Gorodok Kamen Kohanovo Kolyshki Kopys Krasnopolie Kublichi Lepel Liady Liozno Lukoml Luzhki Lyntupy Miory Obol Oboltsy Orsha Osintorf Ostrovno Parafianovo Plissa Polotsk Prozorki Senno Sharkovshina Shumilino Sirotino Slaveni Smolyany Surazh Tolochin Ulla Verhnedvinsk Vidzy Volyntsy Yanovichi Yezerishe Zhary Ziabki

© 2009–2010 Center «My shtetl»
Reprinting permitted ONLY to Internet editions and ONLY with an active link to website «My shtetl»
Email us: mishpoha@yandex.ru

Поиск по сайту

 RUS  |   ENG 

Аркадий Шульман
«ПЯТЬДЕСЯТ ДЕВЯТЬ ЛЕТ СПУСТЯ.»

Рахмил Бейлинсон
«СУДЬБА»

Антон Параскевин
«ОКАМЕНЕВШИЙ РАССВЕТ»

Антон Параскевин
«ТРИСТА СЕМНАДЦАТЫЙ»

Клара Миндлина
«К ИСТОРИИ ОДНОГО ПАМЯТНИКА»

Константин Карпекин
«ИУДЕИ И СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ В МЕСТЕЧКЕ СИРОТИНО (1920-е гг.)»

Глеб Запальский
«МАНЕВИЧИ: СЕМЬЯ КУЗНЕЦОВ ИЗ СИРОТИНО»

Майя Щербаковская
«ОН БЫЛ ВЕСЕЛЫМ, ДОБРЫМ И УМНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ»

Софья Филькова
«О СЕМЬЕ МАМЫ»

Антон Параскевин
«ВАЛУН ХАНА-РЕЙЗЫ»


ОКАМЕНЕВШИЙ РАССВЕТ.

18 ноября 1941 года – трагическая дата для местечка Сиротино. В этот день немецкими оккупантами было расстреляно 316 жителей местечка еврейской национальности.

Лазарь Массарский в возрасте 10 лет. Расстрелян 18 ноября 1941 года.
Массарский Лазарь
в возрасте 10 лет.
Расстрелян 18 ноября 1941 года.

Стоял холодный май 1941 года. Весна уже вступила в свои права, но северный ветер еще надоедал проталинам, отнимал тепло, наносил серую пелену дождей. Он окутал улицы и переулки Сиротино, стучался в двери и окна, заглядывал в потаенные уголки, чтобы снова обдать холодом жителей местечка.

Лазарь перешел в шестой класс. Остались за спиной экзамены, поздравления, остался пионерский костер. Впереди было лето – вольница для каждого подростка. Можно было играть в мяч, ловить рыбу в Чернице, мастерить и запускать воздушных змей. Лазарь очень любил запускать воздушных змей: захватывало дух, когда его подхватывало упругим ветром и поднимало все выше и выше в небесную синеву.

А теперешний холод не донимал Лазаря, надеть пиджак с отцовского плеча, тюбетейку на голову – вот и все заботы. Первый месяц лета тоже выдался холодным, но ребята из-за беготни по улицам и по заречным лугам не обращали внимания на него. А когда немного потеплело, когда запели летние птицы и зацвели сады, уже было не до этого.

«Война», – закричали репродукторы. «Война», – заголосили бабы. И страх поселился в сердцах людей. Всколыхнулось местечко от такой беды, а затем замерло в ожидании чего-то очень страшного.

Когда в сельсовет сообщили по телефону, что немцы уже в Полоцке, толпы беженцев подались в сторону Городка. Оттуда легче было добраться до Смоленска, а там и страху конец: о каменные стены этого древнего города во все времена разбивался враг.

Но в дорогу пустились не все. Осталась в Сиротино и семья Массарских. Лазарь, как и все подростки, особенно не переживал: война была для взрослых, а не для него. Но когда местечко стали бомбить немецкие самолеты, все поняли: война – вещь безжалостная.

В Сиротино ворвались немцы, повсюду был слышан треск мотоциклов, чужая речь. Новая власть объявила новый порядок. Во главе местечка стал немецкий комендант Шпигель. Вскоре для поддержания порядка он собрал первый полицейский взвод из 22 человек. Все они были местечковые. Откуда поселилась в сердцах этих предателей лютая ненависть к Советской власти?

– У кого-то отобрали землю, кого-то сослали в Сибирь, кто-то отбывал срок в лагерях, – вспоминает Лидия Степановна Суханова. – Но нет, и быть не может такой причины, которая могла бы оправдать убийства. Начальником полиции стал Данила Боровиков. Он до войны сидел в тюрьме по уголовным делам…

Массарский Рувим Лазаревич вместе со своей женой Надеждой Михайловной, на месте расстрела его родственников в Сиротино. Памятник установлен в 1957 году.
Массарский Рувим Лазаревич вместе со своей женой
Надеждой Михайловной, на месте расстрела его родственников
в Сиротино. Памятник установлен в 1957 году.

В ноябре 1941 года была проведена перепись еврейского населения, и тогда уже поползли тревожные слухи, что всех евреев будут высылать. Те, у кого в отдаленных деревнях были друзья или свояки, стали тайно покидать местечко. Но таких было немного. В середине ноября группу евреев, где-то человек сто, привезли из Оболя в Сиротино, и расселили в Заречье, где компактно жили местные евреи. Местечко снова встревожилось. Ой, плохое дело немцы задумали!

Утро 18 ноября выдалось морозным. До восхода солнца оставались считанные минуты, когда евреев стали выгонять из домов и выстраивать в колону. Люди от холода ежились и спрашивали у полицаев: «Куда нас повезут?». – «На собрание, – отвечали полицаи, – в деревню Плиговки». «Но собрание можно провести и здесь», – недоуменно говорили люди. – «Где это, тут, на морозе? – огрызались полицаи. – А там большие амбары. Не шутки это, триста человек вас тут собралось».

Людей в Плиговки полицаи повели колонной. «Что-то тут не так, – стали говорить между собой люди. – В Плиговках и амбаров нет». Полицаи с карабинами наперевес шли по бокам, а впереди колоны – их начальник Данила Боровиков.

Лазарь был с мамой в середине колоны. Рядом шла девочка Бела со своими родителями. Ей было лет восемь. Мама перевязала ее пуховым платком поверх пальто. «Мама, а куда нас ведут?» – захныкала девочка, ей хотелось спать. – «Тише, дочушка, тише! – принялась успокаивать ее мама Инна, поправляя платок. – Мы идем на собрание». Лазарь также не выдержал. «А скоро оно начнется это собрание. Мне уже холодно».

Его мама, молодая женщина лет тридцати, успокаивала сына и старалась, чтобы он не увидел слезы на ее глазах. Но от Лазаря трудно было что-то утаить. «А почему ты плачешь?» – спросил он. – «Я не плачу, это сынок, от мороза, – обняла она сына. – От мороза, касатик мой лазоревый». Она впервые назвала его так, по-славянски, и произнесла эти слова с глубокой тоской и нежностью. Молодой полицай Лешка, что шагал рядом с ними, подбежал к начальнику. «Данила Иванович, а что и, правда, их на собрание ведем?» Данила криво усмехнулся и сплюнул самокрутку. «Ага, так оно и есть, вот их соберем, президиум выберем, как при Советах, а в нем будет сидеть Иван Босой да смерть с косой, вот им и доверим все собрание, – он громко засмеялся и грозно прикрикнул. – Ты, иди, за колонной смотри, а не задавай вопросы!»

Впереди колоны шла старая еврейка Хана-Рейза. Как только прошли большущий валун и стали подниматься на пригорок, она остановилась. Справа от нее чернели груды свежевырытой земли, над которой еще дымился пар. «Люди! – закричала Хана-Рейза. – Нас ведут к яме, убегайте, кто может».

Памятник в Сиротино, установлен Руткиным Михаилом Наумовичем на месте разрушившегося памятника. Памятник выполнен по эскизу Хесина Бориса Яковлевича. Установлен в 1998 году.
Памятник в Сиротино, установлен
Руткиным Михаилом Наумовичем
на месте разрушившегося памятника.
Памятник выполнен по эскизу
Хесина Бориса Яковлевича.
Установлен в 1998 году.

Колона развалилась, шарахнулась то в левую, то в правую сторону, но прогремели выстрелы, и люди снова стали выстраиваться на дороге. Двое полицаев вытащили на обочину убитую Хана-Рейзу.

Тем временем подъехала крытая грузовая машина, из кузова повыскакивали немецкие солдаты с автоматами.

…Огромная черная яма выдыхала сырость. Еще не все верили, что их расстреляют, надеялись – нагонят страха и отпустят. «Мама, возьми меня на руки», – захныкала Бела. Женщина впервые сурово цыкнула на нее и со страхом подумала: «Ты же большая, стой на ногах, и пули пролетят над головой». Ничего не понимая, смотрел на дно ямы и Лазарь.

Огненный шквал ударил сразу по всем. Этот смертельный вал длился всего мгновенье. «Что со мной? – хотел закричать Лазарь, но все кругом окаменело: и рассвет с солнцем, которое только поднималось над землей, и деревья, и поле, и облака. В этом каменном свете невозможно было даже шага ступить, пошевелиться. Лазарь посмотрел в каменные глаза рассвета и увидел там, в далекой синеве неба, улетающего воздушного змея.

Немцы уехали. Данила Боровиков ругался: «Вот чистоплюи, расстреляли и поехали, а нам надо закапывать». Закричал на своих подчиненных: «А-ну, работайте, а то земля замерзнет, зубами не отгрызешь».

Внезапно, в углу ямы что-то зашевелилось. Из-под мертвых тел выползла Бела, села на край ямы и, плача, стала испугано тереть глаза кулачками. «Дядечка, – обратилась она к Даниле. – Можно я побегу в лес?» «Побежишь, – буркнул со злостью Данила, – только рукавицы сниму». Он выхватил у Лешки лопату и занес ее высоко над головой девочки…

Тем утром не расстреляли только одну еврейку Рябиниху. Она в то время была в Шумилино.

– А кто она, эта Рябиниха? – поинтересовался я у Л. С. Сухановой.

– Не знаю, прозвище у нее было такое, местечковое. Эта Рябиниха, как только узнала про расстрел, так и прибежала на это место. Рядом с ямой лежал плоский валун, сейчас его трактором в сторону отодвинули. Она на этот камень легла и говорит: «Буду тут умирать». Люди ей одежду приносили, еду, но она осталась лежать на камне, так и умерла с горя. Родные ее были в этой яме расстреляны. А то место, где старая Хана-Рейза закричала, чтобы убегали, так и назвали ее именем. Пожилые люди это место знают…

Вот и я стою на этом месте. Сентябрь. Ласковые дни бабьего лета, хотя уже и потягивает прохладой. Рядом густо цветет зверобой. Хана-Рейза! – поет на ветру высокая некошеная трава. Хана-Рейза! – выводит ветер на струнах кустарника печальную мелодию. Хана-Рейза! – дышит желтое пламя зверобоя, на поле печали и боли, на поле былинного плача и памяти.

Прошло с того трагического времени 65 лет.

Недавно в Витебском областном архиве я узнал, что председателем общины в синагоге Шумилино был до войны Давид Рабинович. Так вот откуда пошло прозвище у этой Рябинихи, которая была женой Давида…

Антон Параскевин,
Газета «Герой працы»,
24 ноября 2006 года.

P.S. Когда материал был опубликован в газете, встречаясь с очевидцами тех страшных событий, автор выяснил, что расстрел евреев Сиротино был не рано утром, а начался в 4 часа дня.
Об авторе: Антон Параскевин (Виктор Васильевич Улютенко, заведующий терапевтическим отделением Шумилинской районной больницы. Краевед, литератор. Автор ряда статей. Член Союза журналистов Беларуси. В настоящее время пишет книгу об истории Сиротино.

Еврейское местечко под Минском


Местечки Витебской области

ВитебскАльбрехтовоБабиновичиБабыничиБаевоБараньБегомль Бешенковичи Богушевск БорковичиБоровухаБочейковоБраславБычихаВерхнедвинскВетриноВидзыВолколатаВолынцыВороничи Воропаево Глубокое ГомельГородок ДиснаДобромыслиДокшицыДрисвяты ДруяДубровноДуниловичиЕзерищеЖарыЗябки КамаиКамень КолышкиКопысьКохановоКраснолукиКраснопольеКубличи ЛепельЛиозноЛужкиЛукомльЛынтупыЛюбавичиЛяды Миоры ОбольОбольцы ОршаОсвеяОсинторфОстровноПарафьяновоПлиссаПодсвильеПолоцк ПрозорокиРосицаРоссоны СенноСиротиноСлавениСлавноеСлобода СмольяныСокоровоСуражТолочинТрудыУллаУшачиЦуракиЧашникиЧереяШарковщинаШумилиноЮховичиЯновичи

RSS-канал новостей сайта www.shtetle.co.ilRSS-канал новостей сайта www.shtetle.co.il

© 2009–2010 Центр «Мое местечко»
Перепечатка разрешена ТОЛЬКО интернет изданиям, и ТОЛЬКО с активной ссылкой на сайт «Мое местечко»
Ждем Ваших писем: mishpoha@yandex.ru