Website search

 RUS  |   ENG 

Arkady Shulman
LIOZNO

Lea Apartseva
DAYS OF MY CHILDHOOD

Ella Goz
THE SMALL TOWN OF LIOZNO

Arkady Shulman

LIOZNO

Old Liozno.
Old Liozno.

Liozno is a small town, until recently never visited by foreign tourists. When the first tourists appeared here at the end of the 90s, they were stared at as aliens from another planet.

We were walking the streets of the quiet town and felt at peace - we were surrounded by beauty. It looked like a genius painted pictures and put them next to each other, building the streets and planting the trees. Even the fences with peeling paint and a never-drying puddle next to the water pump only added beauty to the composition.

One of the German guests said:

- This place is made for painters.

I wish Liozno still had its open airs, which would attract painters from all over the world to visit Mark Chagall’s birthplace and work here. Beauty contains tremendous power and gives birth to new beauty. The painters, coming to the open airs would leave some of their paintings in this fascinating town. What a gallery could be here!

Several years ago a memorial plate was hung on the building of the regional community center. It has the following inscription: “Here stood the mansion of the family, from which Mark Chagall originated.”

Liozno.
Liozno.

Filmmakers from Russia, France and even the distant Japan have visited the town. In fact, Japanese filmmakers came here twice – they loved Chagall’s town.

Today Liozno has been added to many tourist lists. Once, I saw a painting called “Liozno” at an exhibition called “Mark Chagall’s landscapes”. The painting was created in 1911 in ink. There is a cart on a road. It is most probably driven by uncle Nekh, the one who used to buy cattle in the neighboring villages. He is pulling the reins, stopping the horse. The painter jumps off the cart and looks far into the distance. At the bottom Mark Chagall made an inscription “I’m enjoying nature in the evening. Liozno”.

Looking at this picture I had a crazy idea: I need to climb that cart and move on together with the painter and his uncle. But our first destination would not be Mark’s relatives, even though I am certain that they would welcome us with a nice lunch and sincere conversations. First we would travel the bumpy roads of time deep into decades and centuries…

500 years ago a prince of the Great Duchy of Lithuania started building this town. The local residents admired the skills of craftsmen who came to build it, but secretly called them “Liozny”, which meant “alien”. According to the legend the name of the town originated from this word.

Liozno.
Liozno.

They say that the River Moshna used to be much wider in the old times and boats used to sail it, transporting flax, hemp, honey and other goods to fairs in Vitebsk, Riga and sometimes even to Scandinavian countries. The same river was used for transporting timber.

As a rule the things that attract business people, also attract the military. Liozno has always been both “a cherry on the cake” and “a hard nut” for those who wanted to conquer it.

The major wars that have ever taken place in Europe also reached this place, leaving wounds in people’s souls. The town witnessed enormous battles, which determined the historical process.

Initially the State of Moscow fought for the place with the Great Duchy of Lithuania.

Later Napoleon’s army faced the Russian army here, after conquering all of Europe.

In the Second World War Liozno was in the front line for nine months. When the Soviet Army finally broke through and moved westwards it meant the war was practically over.

The first Jews settled in Liozno when the town belonged to Lev Samuel Oginsky. It is doubtful that anyone can specify today the exact date when it happened, no documents can give evidence, but supposedly it happened in the first quarter of the 17th century.

In 1745 a boy was born here in the family of Boruh Pozner and his wife Rivka. They named him Shneur-Zalman. This man became the founder of a new religious and philosophical doctrine HaBaD and the first Lubavichi rabbi, the founder of a dynasty of spiritual leaders in the Jewish world.

Liozno. The Chagalls’ house was once located here.
Liozno. The Chagalls’ house was once located here.

The boy from Liozno, Shneur-Zalman, showed his talent at a very early age. He attended a school of a local Talmudist but soon the man refused to teach him because the boy excelled him in knowledge. A year later a local rabbi characterized him in the community records, dated 1760, as: “an amazing scientist, a genius, highly knowledgeable in Talmud casuistry.”

The young genius soon became widely popular in nearby towns and soon a rich man from Vitebsk, one of the heads of the local community, Jehuda-Leib Segal, decided to marry his daughter to Shenur-Zalman. Thus, the fifteen-year old boy got married and moved to Vitebsk.

Later he became interested in Hasidism. The reasons for his interest were not in any way mercenary – he developed the philosophical background for a new doctrine – HaBaD.

He was called “Alter Rebe”, which meant “the old teacher”. He founded a school, which was called an academy, in Liozno, for the students he picked.

According to the 1880 statistics, 1536 people lived in Liozno, 65% of them – Jewish, or 997 people, to be more exact. The big Chagall family was among them. The town had four prayer houses and a Jewish college. There were 216 wooden houses, 135 of which belonged to Jews.

Let’s imagine we are in Liozno in 1887, the year when Mark Chagall was born. Even though the painter was born in Vitebsk, he was frequently brought to Liozno to visit his numerous relatives.

We are taking a walk from the central square along Vokzalnaya Street. We pass a gendarme and bow to his wife, who is looking out of the window.

Then we cross a bridge, made of pine logs. Carts make a lot of noise when they cross it. It does not happen so often, though – in the morning, when they hurry to the market and in the evening, when they come back.

The main street is quiet – one can see goats, wandering and picking up bits of straw or hay.

Liozno. Japanese filmmakers shooting a film about Chagall.
Liozno. Japanese filmmakers shooting a film about Chagall.

In front there is an Orthodox church, visited mostly by Latvians living in neighboring villages. The church is a stone building with domes and bells – the tallest in town.

Behind the church there is a market where people from the neighborhood come to sell butter, poultry, vegetables, berries and apples. It is always crowded and here one can find out not only the local news, but also the news from all over Russia. One can hear Belarusian, Russian, Polish, Latvian, but most often Yiddish.

According to many historians, the Segalls, Chagall’s ancestors, moved to Liozno from Slutsk at the beginning of the 18th century.

Mark’s grandfather, Morduh-David, was a teacher at the local Heder and was a highly respected man. There was a synagogue next to the Heder, where Morduh-David had an honorary place by the eastern wall. This honor was given either to the richest people, who donated money, or to scholars, experts in the Torah and Talmud.

Morduh-David died when he was a little over 60, in 1886, when the painter’s parents got married. He was buried by a river together with other “righteous men”.

The letters on the tombstone are almost all erased, but one can still see the inscription: “Here lies…”

Liozno. Japanese filmmakers shooting a film about Chagall.
Liozno. Japanese filmmakers shooting a film about Chagall.

Grandmother used to come here with Mark. She could not cry – only moved her lips, whispering something: either talking to herself or praying.

- Pray for us, David, please. This is me, your Basheva. Pray for you sick son Shatia, the poor Zusia and their children. Pray so that they always could be pure in God’s eyes.”

The painter’s grandmother, his mother’s mother, is also buried in the cemetery in Liozno. Mark had never seen her because she died when she was very young in the first full moon of the Rosh Hashana, before Yom Kippur, in 1886. She had a heart disease.

Liozno still has remains of the old Jewish cemetery. However, there is no fence around it and the cemetery itself is overgrown with shrubs and weeds. Nobody looks after it. The majority of the tombstones were taken apart and pilfered during the war and after it for the purpose of making house foundations. There are potatoes growing on the green hills. It would be impossible to find the graves belonging to Chagall’s relatives.

The other grandmother – Baseva, Chagall’s father’s mother, was Mark’s close friend.

“I was always friendly with my grandmother - a short, frail woman, consisting of her headscarf, a long skirt and a wrinkled face. She was a little over a meter in height…

After becoming widowed, she married my other grandfather after receiving a rabbi’s approval. He was my mother’s father, also widowed. Both their spouses died in the year when my parents got married.”

Liozno. The Jewish cemetery.
Liozno. The Jewish cemetery.

Baseva was a magician in the kitchen – she cooked really well. When he grew up, Mark Chagall remembered: “Grandmother always gave me some specially cooked meat, fried, baked or boiled. Which kind was that? I have no idea.”

Her second husband, Mark’s grandfather Mendel Chernin was not a very hardworking man. They say he spent half of his life lying down and doing nothing, a quarter – in the synagogue and the rest of his time in a meat shop. He was a kind man, though.

Mark loved him and wrote about him with respect: “a respectable old man with a long black beard”.

Mark Chagall wrote about Liozno in his book “My life”: “I adored coming to Liozno, into your house, which smelled of cow skins! I also liked sheepskin. All of your ammunition was usually hanging at the entrance, right by the door: a hanger with clothes, hats, a whip and other things. Standing in front of the grey wall it looked like an odd figure, I could not really discern it. All this is my grandfather.”

He was a butcher, a merchant and a hazzan… What a strange combination. Grandfather knew very well what was for people and what was for God.

“There is a cow in the barn, looking at him stubbornly. Grandfather comes up to her and says: “Hey, listen, let’s tie your legs… we need to sell something, we need meat, do you understand?” And cow sighed and lay onto the ground… Grandfather separates the pluck and cuts the skin into pieces… That was his occupation! And it happened daily: two or three cows were slaughtered and the local people got fresh meat.”

Once grandfather Mendel saw Mark’s drawing of a naked woman and immediately turned away, as if it was none of his business, as if a star fell onto the market square and no one knew what to do with it.

“Back then I realized that grandfather, as well as my wrinkled granny, and, in general, all my close relatives did not take my art very seriously (what kind of art is it if it doesn’t resemble the original?) - they valued good meat much higher.”

That odd man, who no one around understood, was very dear to Mark and, perhaps he was the one who showed the artist the most suitable place for all his characters: the roof, next to the chimney, close to stars and God and farther away from fussy and dissatisfied people.

“It was a holiday: either Sukkot or Simhat-Torah.

Liozno. The River Moshna.
Liozno. The River Moshna.

Everyone is looking for grandfather, he has vanished.

Where, where could he be?

It turns out he climbed the roof, sat on the chimney and was chewing a carrot, enjoying good weather. What an amazing picture.”

The memories of his strange grandfather, Mendel Chernin, inspired the painter, perhaps he even found out he possessed some of the grandfather’s traits. In the 60s he painted a picture which depicted Liozno. An old man is sitting nest to a chimney. He is being searched for and called but he is contemplating the eternal, he does not belong to the mundane world…

The 20th century shocked Liozno residents with a flow of events.

First it happened so that the place had a new owner – Nikolay Khlustin, a nobleman, who bet on the settlement in a card game and won. However, officially it is considered that the former owner just went bankrupt and the settlement was paid off as a debt.

Liozno. The River Moshna.
Liozno. The River Moshna.

Nikolay Khlustin owned the place until 1917.

The second event was not so significant, but still very important for the people – all the central streets were cobbled. The same year a new rabbi came to the town. His name was Yakov Jeruhim Mossarsky.

Half a year later Liozno was struck by a strong fire. It started in the afternoon and by the evening half of the place had turned into ashes.

Then the revolution broke into Liozno and the whole world. The revolution destroyed secular principles and ideals and, the most amazing thing was, that the local people took an active part in that. They believed that the new life was a guarantee of prosperity and equality for everyone.

At the beginning of June, 1920, Mark Chagall left Vitebsk, never to come back here again. It means he never came back to visit Liozno, either. However, many of his relatives are still living here. We do not know whether Mark often thought about his small homeland after reaching the European heights but it is certain that his relatives from Liozno always wondered how he was living in France and invented all kinds of legends about him. Some old people told me what they had heard from their parents when they had been small.

On summer evenings, while sitting outside, women would say things they knew absolutely for certain:

Liozno. Adamenki trench. Memorial on the site of the execution of Jews.
Liozno. Adamenki trench. Memorial on the site of the execution of Jews.

- Chagall is the wealthiest man in the world. He has a palace by the sea. He paints Liozno in his pictures. These pictures cost a fortune.

- Who could ever think… - one of them sighed, thinking about her children.

This is how they lived, crying and laughing, discussing the latest news, earning a living and taking care of their children and their future.

The horrible merciless war destroyed the old settlement and executed its residents.

On February 23rd, 1942, Soviet planes were bombing Liozno. The front line was only several kilometers away from the town. The Nazis decided that the main task was not to strengthen their positions but to shoot the local Jews. On February 24th all the Jews were taken in the direction of Adamenki and shot there.

Ironically, it was the spot, where Mark Chagall loved painting. Here he was usually found by his relatives, who came to call him for lunch…

Among the Jews, executed in Liozno were: David Zislevich Chagall (born in 1886), a barber; David’s children (Mark Chagall’s nephews): Olga, Shifra, Haim, and David’s wife Sonia.

And there was another long list: Abrasha Chagall, Sara Chagall, Yesia, Belia and many others…

The old Liozno is not there any more, neither are its residents.

Chagall’s paintings are not only masterpieces but also a memory and an appeal to the world for tolerance and kindness…

Liozno, October, 2008.

Еврейское местечко под Минском


Jewish settlements in Vitebsk region

Vitebsk Albrehtovo Babinovichi Baran Bayevo Begoml Beshenkovichi Bocheikovo Bogushevsk Borkovichi Braslav Bychiha Chashniki Disna Dobromysli Dokshitsy Druya Dubrovno Glubokoye Gorodok Kamen Kohanovo Kolyshki Kopys Krasnopolie Kublichi Lepel Liady Liozno Lukoml Luzhki Lyntupy Miory Obol Oboltsy Orsha Osintorf Ostrovno Parafianovo Plissa Polotsk Prozorki Senno Sharkovshina Shumilino Sirotino Slaveni Smolyany Surazh Tolochin Ulla Verhnedvinsk Vidzy Volyntsy Yanovichi Yezerishe Zhary Ziabki

© 2009–2010 Center «My shtetl»
Reprinting permitted ONLY to Internet editions and ONLY with an active link to website «My shtetl»
Email us: mishpoha@yandex.ru

Поиск по сайту

 RUS  |   ENG 

Аркадий Шульман
«ЛИОЗНО»

Леа Апарцева
«ДНИ ДЕТСТВА»

Элла Гоз
«МАЛЕНЬКОЕ МЕСТЕЧКО ЛИОЗНО»

Аркадий Шульман
«ЛИОЗНО ВРЕМЕН МОЕГО ДЕТСТВА»

Борис Черняков
«ВСПОМИНАЯ ЛИОЗНО»

Дина Каган
«ИСТОРИЯ «ИСХОДА»

Евгений Агранович
«ПОСЛЕДНИЙ РАВВИН ЛИОЗНО»

Аркадий Шульман
«ПОЕЗДКА НА РОДИНУ ПРЕДКОВ»

Ирина Староверова
«ЧТОБЫ ПОМНИЛИ…»

Галина Суворова
«ГДЕ ПОХОРОНЕН МОЙ ОТЕЦ?»

Людмила Бирюлькова
«ШАГАЛОВСКИЙ МАРШРУТ»

Аркадий Шульман
«70 ЛЕТ СО ДНЯ ГИБЕЛИ УЗНИКОВ ЛИОЗНЕНСКОГО ГЕТТО»

Леонора Фельдман
«ФАМИЛИЯ НА КАРТИНЕ ШАГАЛА»

РОЗЫСК РОДСТВЕННИКОВ

Лиозно в «Российской еврейской энциклопедии»


Аркадий Шульман

ЛИОЗНО

Старое Лиозно.
Старое Лиозно.

Лиозно – небольшой городок, даже по меркам белорусских районных центров. Иностранных туристов до недавнего времени здесь вовсе не видели. И когда на рубеже XXI века появилась в Лиозно первая туристическая группа из Германии, на них смотрели, как на пришельцев из другой планеты.

Мы гуляли по улицам тихого, как сон городка, и на душе становилось спокойно и радостно. Кругом была красота, как будто великий гений рисовал картины и составлял их одну к другой, строя улицы и сажая деревья. И даже заборы, с облупившейся краской, и невысыхающая лужа рядом с колонкой, дополняли композицию.

Кто-то из немецких гостей сказал:

– Эти места созданы для художников.

Я подумал, как жаль, что в Лиозно до сих пор не проводятся пленэры, куда бы приезжали художники со всего мира, чтобы побывать на Родине Марка Шагала, поработать здесь. Красота обладает потрясающей энергетикой, она рождает новую красоту. Художники, приезжающие на пленэр, оставляли бы в дар этому удивительному городку хотя бы по одной своей работе. Какая картинная галерея бы собралась здесь! Под стать Лувру или Третьяковке.

Несколько лет назад на здании районного Дома культуры прикрепили мемориальную Доску. На ней написано: «На этом месте находилась усадьба семьи, из которой происходил художник Марк Шагал».

В Лиозно зачастили кинематографисты. Из России, Франции и даже далекой Японии. Кстати, японцы уже дважды приезжали сюда. Понравился им городок Шагала. Снимали фильм, где документальные кадры соседствуют с художественными.

Сегодня Лиозно записано в маршрутах многих туристических групп.

Лиозно.
Лиозно.

Однажды на выставке «Пейзажи Марка Шагала» я увидел работу «Лиозно», нарисованную в 1911 году чернилами на бумаге. По проселочной дороге едет телега. Возница, скорее всего дядя Нех, тот самый, что закупал скот в окрестных деревнях, натянул вожжи и остановил лошадь. Художник спрыгнул с телеги и смотрит вдоль. Внизу, чтобы всем было понятно, Марк Шагал написал «я вечером наслаждаюсь природой. Лиозно».

Глядя на эту картину, в голову пришла сумасшедшая идея: забраться на телегу, благо места на ней хватает и отправится в путь вместе с художником и его дядей. Правда, поедем мы вначале не к родне Марка Захаровича, хотя уверен и там, у гостеприимных людей, нас бы ждал накрытый стол и задушевные беседы, а по ухабистым дорогам времени, поедем вглубь десятилетий и веков…

500 лет назад князь Великого Княжества Литовского Иван Асовицкий начал строить это местечко.

Любовались и удивлялись местные жители, глядя на мастерство заезжих строителей, но между собой именовали их «лезными», что значило чужими. Отсюда, согласно легенде, и пошло название местечка.

Много воды утекло с тех пор в реке Мошна. Утверждают, что в былые времена, река была куда полноводнее. И плавали по ней ладьи. Купцы возили лен, пеньку, мед и другие товары, которые шли на базары и ярмарки Витебска, Риги, а то и по Балтийскому морю попадали в Скандинавские страны. Тем же водным путем сплавляли лес.

Лиозно.
Лиозно.

То, что привлекает «деловых» людей, привлекает и военных. Они, как говорится, всегда «идут в одной связке». Лиозно на протяжении всей истории было и «лакомым кусочком» и «твердым орешком» для правителей и военачальников.

Большие войны, которые прокатились по Европе за последние полтысячи лет, не обошли этих мест, оставляя глубокие раны и на теле Земле, и в памяти людей. Здесь разворачивались крупнейшие сражения, определявшие ход самой истории.

Сначала Московское государство делило эти приграничные места с Великим княжеством Литовским, Речью Посполитой.

Потом армии Наполеона, покорившие всю Европу, столкнулись здесь с мощью русской армии.

А в годы второй мировой войны, в районе Лиозно, девять месяцев стоял фронт и прорыв его, и движение войск на запад, означало, что наступил окончательный перелом во второй мировой войне.

Первые евреи поселились в Лиозно, когда этот городок принадлежал Льву Самуэлю Огинскому. Вряд ли сегодня кто-то точно укажет дату, когда это произошло, не сохранилось документов, но предположительно было это в первой четверти семнадцатого века.

В 1745 году, или по еврейскому летоисчислению 18 Элула 5505 года, здесь в семье Боруха Познера и его жены Ривки родился мальчик, которого назвали Шнеур-Залман. Этот человек станет основоположником нового религиозно-философского учения ХаБаД, япервым Любавичским раввином, родоначальником династии духовных лидеров еврейского мира.

Лиозненский мальчик Шнеур-Залман очень рано обнаружил удивительные способности. Отец отдал его в школу местного талмудиста, но тот отказался быть преподавателем юного Шнеура-Залмана, превосходившего его знаниями. А через год местный раввин в протоколе лиозненской общины от 1760 года назовет мальчика «удивительным ученым, гением, изощренным в талмудической казуистике».

Лиозно. На этом месте стоял дом семьи Шагалов.
Лиозно. На этом месте стоял дом семьи Шагалов.

Слава о юном даровании из Лиозно быстро разнеслась по окрестным городам и местечкам и витебский богач, один из старшин местной общины Иуда-Лейб Сегаль решил породниться с Шнеуром-Залманом и выдать за него свою дочь. Пятнадцатилетний юноша женился и переселился в Витебск.

Заинтересовался хасидизмом Шнеур-Залман. Причины, по которым он увлекся этим учением, были не меркантильного или корыстного плана, а относились к философской стороне нового учения. Шнеур-Залман начинает разрабатывать философию ХаБаДа.

Его называли Алтер Ребе, что в переводе на русский язык, означает «старый учитель». Он основал в Лиозно школу для избранных им учеников. Ее называли академией.

Если верить статистике, то в Лиозно в 1880 году проживало 1536 жителей, из них евреи составляли около 65 процентов. А точнее 997 человек. Включая, естественно, и многочисленную семью Шагалов. В местечке было 4 еврейских молитвенных дома и еврейское училище. Из 216 деревянных домов 135 принадлежало евреям. В местечке было 25 деревянных лавок.

Представим, что мы в Лиозно, а на земле и на небе 1887 год, год рождения Марка Шагала. И хотя художник родился в Витебске, а не в Лиозно, но в местечко, к дедушке, бабушке, к многочисленным тетушкам его впервые привезли грудным младенцем. Да и потом привозили очень часто на «свежий воздух и парное молоко».

От станции до центральной площади местечка мы идем по улице, которая называется Вокзальная. Проходим мимо дома жандарма, кланяемся его жене, которая осторожно выглянула в окно.

Затем переходим через мостик, сложенный из сосновых бревен. Проезжая через него, грохочут телеги. Правда, проезжают они редко. Утром, когда спешат на базар, да под вечер, когда довольные торговлей или недовольные ей, возвращаются домой.

На чаще на главной улице местечка – тишина. Бродят козы, подбирая клочки сена и соломы, упавшие с повозок. Для коз и кур на центральной улице раздолье.

Впереди православная Свято-Вознесенская церковь, в которой большую часть прихожан составляют латыши, живущие в окрестных деревнях и на хуторах. Церковь – каменное здание с куполами и колокольней, самое высокое в местечке.

За церковью – базар, куда из близлежащих деревень приезжают торговать маслом, птицей, овощами, ягодами и яблоками. На базаре всегда многолюдно. Здесь можно узнать самые последние новости не только местечка, но и всей России. На базаре была слышна и белорусская речь, и русская, и польская, и латышская, но чаще – еврейский язык-идиш.

Лиозно. Японские кинематографисты снимают фильм о Шагале.
Лиозно. Японские кинематографисты снимают фильм о Шагале.

По утверждению многих историков и краеведов Сегалы, предки Шагала, переехали из Слуцка в Лиозно в начале XVIII века.

Дед Марка Захаровича Мордух-Давид преподавал в местном хедере – начальной еврейской религиозной школе – и был очень уважаемый в местечке человек. Позади хедера, располагалась синагога, где Мордух-Давид, имел почетное место у восточной стены. Такой почет оказывали или самым богатым людям, жертвовавшим на синагогу деньги, или самым ученым, знатокам Торы и Талмуда.

Мордух-Давид умер едва перевалив за шестьдесят лет, в 1886 году, когда родители художника только поженились. О нем в своих воспоминаниях Марк Захарович писал: «Не знаю, долго ли он учительствовал. Говорят, пользовался всеобщим уважением…

Он похоронен близ мутной, быстрой речки, от которой кладбище отделяла почерневшая изгородь. Под холмиком, рядом с другими «праведниками», лежащими здесь с незапамятных времен.

Буквы на плите почти стерлись, но еще можно различить древнееврейскую надпись: «Здесь покоится…»

Бабушка говорила внуку: «Вот могила твоего деда, отца твоего отца и моего первого мужа».

Плакать она не умела, только перебирала губами, шептала: не то разговаривала сама с собой, не то молилась. Я слушал, как она причитает, склонившись перед камнем и холмиком, как перед самим дедом; будто говорит в глубь земли или в шкаф, где лежит навеки запертый предмет:

– Молись на нас, Давид, прошу тебя. Это я, твоя Башева. Молись за своего больного сына Шатю, за бедного Зусю, за их детей. Молись, чтобы они всегда были чисты перед Богом и людьми».

На лиозненском кладбище похоронена и бабушка художника, мама его мамы. Марк Захарович никогда ее не видел. Она умерла совсем молодой в первое полнолуние еврейского Нового года, после поста, накануне праздника Иом-Кипур в 1886 году от болезни сердца.

Лиозно. Японские кинематографисты снимают фильм о Шагале.
Лиозно. Японские кинематографисты снимают фильм о Шагале.

В Лиозно сохранились остатки старого еврейского кладбища. Правда, нет вокруг него ни ограды, ни забора. Кладбище заросла кустарником и бурьяном. И давно за ним никто не следит. Сиротливо стоят одинокие надгробья. Большинство памятников разобрали и растащили еще в годы войны и сразу после нее. Они пошли на фундаменты домов. На зеленых холмиках растет картошка. И давно уже не найти могил шагаловской родни.

А вот с другой бабушкой – Басевой, мамой его отца, художник дружил и часто вспоминал эту женщину.

«С бабушкой мне всегда было проще. Невысокая, щуплая, она вся состояла из платка, юбки до полу да морщинистого личика.

Ростом чуть больше метра…

Овдовев, она, с благословения раввина, вышла замуж за моего второго деда, тоже вдовца, отца моей матери. Ее муж и его жена умерли в тот самый год, когда поженились мои родители».

На кухне Басева становилась волшебницей. Умела готовить так, что ее обеды запоминались на всю жизнь. Как жаль, что не сохранилось этих рецептов. Уже в зрелом возрасте Марк Шагал вспоминал: «Бабушка всегда кормила меня каким-то по-особому приготовленным – жареным, печеным или вареным – мясом. Каким? Не знаю толком».

Ее второй муж, дедушка Марка по материнской линии Мендель Чернин. О нем говорили, что полжизни он провел на печке, четверть – в синагоге, остальное время в мясной лавке. Особенно не обременял себя работой, но, судя по всему, был добрый и богобоязненный человек, который жил по справедливости и никогда никого не обманывал.

Марк его очень любил и писал о нем с уважением: «почтенный старец с длинной черной бородой».

Лиозно. Еврейское кладбище.
Лиозно. Еврейское кладбище.

Лиозно было для Марка Шагала родным местом, тем, что у нас называют «малой родиной». Художник в своей автобиографической книге «Моя жизнь» писал: «Как я любил приезжать в Лиозно, в твой дом, пропахший свежими коровьими шкурами! Бараньи мне тоже нравились. Вся твоя амуниция висела обычно при входе, у самой двери: вешалка с одеждой, шляпами, кнутом и всем прочим смотрелась на фоне серой стенки, как какая-то фигура – никак не разгляжу ее толком. И все этой мой дедушка».

Он был и мясник, и торговец, и кантор… Какое странное сочетание. Впрочем дед Мендель хорошо знал, что для людей, а что для Бога.

«В хлеву стоит корова с раздутым брюхом и смотрит упрямым взглядом. Дедушка подходит к ней и говорит: «Эй, послушай, давай-ка свяжем тебе ноги., ведь нужен товар, нужно мясо, понимаешь?» Корова с тяжелым вздохом валится на землю… Дед отделяет потроха, разделяет шкуру на куски. …Вот это ремесло у человека! И так каждый день: резали по две-три коровы, местный помещик, да и простые обыватели получали свежую говядину».

Как-то раз дед Мендель Чернин наткнулся на рисунок Марка, изображавший обнаженную женщину, и отвернулся, как будто это его не касалось, как будто звезда упала на базарную площадь, и никто не знал, что с ней делать.

«Тогда я понял, что дедушка, так же как моя морщинистая бабуля, и вообще все домашние, просто-напросто не принимали всерьез мое художество (какое же художество, если даже не похоже!) и куда выше ценили хорошее мясо».

Этот странный, и непонятный для окружающих дед, был близок и дорог Марку. И, наверное, именно он подсказал художнику отличное место для персонажей его картин: на крыше, рядом с печной трубой, близко к звездам и Богу, и далеко от суетливых и всем недовольных людей.

Лиозно. Река Мошна.
Лиозно. Река Мошна.

«Был праздник: Суккот или Симхас-Тора.

Деда ищут, он пропал.

Где, да где же он?

Оказывается, забрался на крышу, уселся на трубу и грыз морковку, наслаждаясь хорошей погодкой. Чудная картина.

Пусть, кто хочет с восторгом и облегчением находит в невинных причудах моих родных ключ к моим картинам.

Меня это мало волнует. Пожалуйста, любезные соотечественники. Сколько душе угодно».

Воспоминания о странном деде Менделе Чернине всю жизнь согревали и ласкали душу художника. А может быть, Марк Захарович узнавал в себе черты характера своего деда. В шестидесятых годах, живя на юге Франции, художник рисует «Домик в деревне».

…Лиозно. На печную трубу забрался странный дед. Его ищут, зовут. Но он думает о вечном, и ему не до мирской суеты.

Новый 20 век ошеломил жителей Лиозно потоком новостей. Раньше здесь все было тихо-мирно. Крутились две мельницы – водяная и паровая. Работал маленький льнозаводик.

И вдруг, в январе у местечка появился новый владелец. Потомственный дворянин Николай Хлюстин, который выиграл местечко в карты. Правда, официально всюду считается, в связи с тем, что бывший владелец гвардейский полковник, дворянин Александр Шибеко разорился, Лиозно было передано за долги новому владельцу.

Николай Хлюстин владел местечком до 1917 года.

Вторая новость была не такая громкая, но не менее важная для жителей местечка, центральные улицы были мощены булыжником.

Лиозно. Река Мошна.
Лиозно. Река Мошна.

В этом же году в местечке появился новый раввин. Его звали Яков Иерухим Моссарский.

Не прошло и полугода, как на Лиозно обрушился сильнейший пожар. Он разгорелся после обеда, и уже к вечеру сгорело полместечка.

А потом на маленькое местечко Лиозно и весь большой мир обрушилась революция. Рушились вековые принципы, вечные идеалы. Причем сами жители местечек «прикладывали» к этому руку. Им казалось, что новая жизнь принесет достаток и равенство во все дома, освободит от национального унижения.

В начале июня 1920 года Марк Шагал уезжает из Витебска и уже больше никогда не вернется в этот город, а значит, никогда не навестит и маленькое местечко Лиозно. Но там по-прежнему, живет его многочисленная родня. Не знаю, часто ли вспоминал Марк Захарович, поднявшийся в европейские выси, о своей местечковой родне, но убежден, что лиозненская родня часто вспоминала о художнике, гадала, как ему живется в далекой Франции, и придумывала о нем всякие легенды. Мне пересказывали старожилы то, что слышали в детстве от своих родителей.

Летними вечерами, сидя на лавочках, и щелкая семечки, женщины сообщали, что им абсолютно точно известно:

Лиозно.  Адаменский ров. Памятник на месте расстрела евреев.
Лиозно. Адаменский ров. Памятник на месте расстрела евреев.

– Шагал самый богатый человек в мире. У него дворец на берегу моря. Он рисует на картинках Лиозно. Эти картинки стоят бешеные деньги.

– Кто бы мог подумать…, – вздыхала собеседница и думала о своих детях.

Вот так жило местечко, вот так жили родственники Шагала, смеясь и плача, обсуждая последние новости, зарабатывая на хлеб и заботясь о будущем детей.

Страшная, безжалостная война уничтожила старое местечко, расстреляла его обитателей.

23 февраля 1942 года советские самолеты бомбили Лиозно. Фронт стоял в нескольких километрах. В эти дни фашисты решили, что главная задача не укреплять позиции на фронте, а расстрелять евреев в прифронтовой полосе. 24 февраля всех евреев выгнали из домов и повели в сторону деревни Адаменки. Там и расстреляли.

По злой иронии судьбы, именно, в этом месте любил рисовать Марк Шагал. Здесь его обычно находили родственники, когда искали к обеду…

В скорбном списке расстрелянных евреев Лиозно: Шагал Давид Зислевич, 1886 года рождения, парикмахер. Сын дяди Зуси, унаследовавший от отца и специальность и место работы. Дети Давида, племянники Марка Захаровича: Ольга, Шифра, Хаим, жена Давида – Соня.

И еще большой-большой список: Шагал Абрашка – сторож, Шагал Сара – домохозяйка, Шагал Еська – учащийся, Шагал Беля – учащиеся, Шагал Абрам – заведующий магазином, Шагал Сара – домохозяйка, Хама, Роза, Мендель, Иосиф, Резл – учащиеся…

Нет старого Лиозно, нет его жителей.

Сегодня этот мир остался только на картинах художника.

Эти картины не только произведения искусства, это – память, это – призыв к миру, к веротерпимости, к доброте…

Лиозно, октябрь 2008 г.

Еврейское местечко под Минском


Местечки Витебской области

ВитебскАльбрехтовоБабиновичиБабыничиБаевоБараньБегомль Бешенковичи Богушевск БорковичиБоровухаБочейковоБраславБычихаВерхнедвинскВетриноВидзыВолколатаВолынцыВороничи Воропаево Глубокое ГомельГородок ДиснаДобромыслиДокшицыДрисвяты ДруяДубровноДуниловичиЕзерищеЖарыЗябки КамаиКамень КолышкиКопысьКохановоКраснолукиКраснопольеКубличи ЛепельЛиозноЛужкиЛукомльЛынтупыЛюбавичиЛяды Миоры ОбольОбольцы ОршаОсвеяОсинторфОстровноПарафьяновоПлиссаПодсвильеПолоцк ПрозорокиРосицаРоссоны СенноСиротиноСлавениСлавноеСлобода СмольяныСокоровоСуражТолочинТрудыУллаУшачиЦуракиЧашникиЧереяШарковщинаШумилиноЮховичиЯновичи

RSS-канал новостей сайта www.shtetle.co.ilRSS-канал новостей сайта www.shtetle.co.il

© 2009–2010 Центр «Мое местечко»
Перепечатка разрешена ТОЛЬКО интернет изданиям, и ТОЛЬКО с активной ссылкой на сайт «Мое местечко»
Ждем Ваших писем: mishpoha@yandex.ru